Уже на следующей неделе – в будущую среду – школьный звонок прозвенит для почти 52 тысяч юных магнитогорцев, примерно 5900 из них отправятся в учебные заведения впервые. Почему примерно? Потому что официальный набор в первые классы продолжается вплоть до начала учебного года, да и после в индивидуальном порядке дети смогут приходить в школы города.
Прошедший учебный год и четвёртая четверть 2020-го для системы образования прошли под знаком ковида и в срочном освоении в связи с этим инновационных методов обучения – дистанционные уроки, видеоконференции, удалённые родительские собрания и так далее. Впрочем, по словам заместителя начальника управления образования городской администрации Ольги Бирюк, система дистанционного обучения нашим учителям знакома довольно давно.
– Почти каждую зиму не выходят на уроки из-за сильных морозов целые классы, а школы, бывало, закрывались на несколько недель из-за карантина по инфекционным заболеваниям, при этом учебная программа слишком динамична, чтобы позволить себе дополнительные каникулы, – говорит Ольга Ивановна. – Все занимались по системе дистанционных занятий.
Но чтобы всю четверть с апреля по конец мая дети просидели дома, история не припомнит. После самоизоляции и удалёнки и родители, и дети признались: ничего лучше очного обучения «глаза в глаза» человечество ещё не придумало. Но главное – дистант не помешал магнитогорской системе образования вновь продемонстрировать прекрасные показатели по итогам учебного года. Многие школы города стали победителями областных конкурсов на лучшее учреждение по разным направлениям, в том числе по инновационной деятельности магнитогорские педагоги становились победителями профессиональных конкурсов. В частности, в будущем году областной этап конкурса «Учитель года» пройдёт в Магнитогорске – там, где работает победитель конкурса этого года.
Продемонстрировали свои знания, умения и навыки и ученики. Среди магнитогорских школьников 193 победителя областных олимпиад, из них четверо стали победителями и призёрами заключительных этапов всероссийских олимпиад по химии и физической культуре. Двести выпускников школ стали обладателями медали за успехи в учёбе: по-старинке – золотыми медалистами, 20 человек набрали по результатам ЕГЭ максимальные сто баллов, выпускница восьмой школы получила максимум по двум предметам и впервые в истории Магнитогорска один одинадцатиклассник сдал все три ЕГЭ на сто баллов, набрав максимум – 300. Им стал выпускник лицея при МГТУ Андрей Васильев, который многие годы мечтал стать студентом высшей школы экономики. Получив аттестат, молодой человек, кроме «вышки», подал документы ещё в столичные МФТИ, МГТУ им. Баумана и МИРЭА. Последний вуз – что называется, был для запасного варианта, поскольку, несмотря на максимум баллов по ЕГЭ, Андрей вовсе не был уверен в том, что их хватит.
– Дело в том, что приоритет при поступлении отдают олимпиадникам – победителям всероссийских предметных олимпиад, а я таковых не имею, – говорит Андрей Васильев. – Поэтому в общем числе соискателей на место в вузах я был, что называется, в списке глубоко, а среди «егэшников» – во втором десятке. Конечно, безумно волновался, ожидая результатов, но, к счастью, всё сложилось так, как планировал: прошёл отбор во все выбранные вузы, но предпочтение отдал высшей школе экономики.
В целом по результатам ЕГЭ Магнитогорск стабильно ежегодно повышает общий уровень среднего балла и демонстрирует показатели выше, чем в среднем по области.
Наступающий год, кроме продолжения пандемийной лихорадки, из-за которой все санитарные противоэпидемиологические меры пришлось продлить до января 2022 года, пройдёт для педагогов под флагом введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, утверждённых правительством страны. Полностью вступить в силу они должны в будущем году, но этот год должен проложить прочную основу для их введения.
– В частности, меняются цели образования, смещаясь от принципа знаний к компетентностному подходу, – говорит начальник управления образования городской администрации Наталья Сафонова. – Само определение образования звучит сегодня как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, и не случайно воспитание стоит на первом месте, как фундамент для определения того, кем станут наши дети, какие жизненные и человеческие приоритеты стоят перед ними и что будет заложено.
В Магнитогорске сегодня насчитывается 90190 несовершеннолетних горожан, с каждым годом, невзирая на демографическую яму, это число прирастает ещё на тысячу–полторы тысячи человек. Системой образования среди них в 181 муниципальном образовательном учреждении охвачено 81358 человек – как дошкольников, так и учеников школ. Работают в системе образования 8650 человек, среди них непосредственно педагогами являются 5910 человек. Обеспеченность кадрами в педагогике города составляет 98 процентов.
Полностью закрыта проблема поступления в детские сады детей от трёх до семи лет, с младшими группами детского сада ситуация более напряжённая: своего места в группах от полутора до трёх лет ожидают 514 малышей. Для них в рамках национального проекта «Демография» дополнительно созданы 173 места путём перепрофилирования существующих групп в девяти детских садах.
В новых микрорайонах, где потребность в детских садах наиболее острая, строят два новых учреждения на более чем 500 мест, из которых 150 приходится на ясельные группы.
Продолжается и строительство новых школ в рамках нацпроекта «Образование»: в 2018 году в новых районах введено здание школы на 825 мест, в 2020-м – ещё одной на тысячу мест, в будущем году новые школы появятся в 147 микрорайоне – на 1224 места и микрорайоне «Магнитный» – на 500 мест. Это позволит избавить школьников от второй смены, на занятия в которую сегодня вынуждены ходить без малого 17 процентов учеников. Продолжает развиваться программа «Доступная среда» для детей с ограниченными возможностями: в школах открываются психолого-педагогические группы, в будущем году в школе № 20 откроется класс для детей с расстройствами аутоиммунного спектра.
Участие магнитогорских образовательных учреждений в различных региональных и национальных программах позволяет обеспечивать школы и детские сады компьютерной техникой, презентационным мультимедийным оборудованием, открывать новые классы. Новые ФГОСы ставят задачу формирования и повышения функциональной грамотности – финансовой, проектной деятельности, безопасного использования информационных технологий. Большое внимание уделяется профориентационным программам, а также вовлечению детей в общественно-полезную деятельность – развитие школьных клубов, органов самоуправления, работу с детскими объединениями, российским движением школьников, участие во всероссийском конкурсе «Большая перемена», развитие волонтёрства и наставничества. Для этого в большинстве школ города введены должности советников по воспитанию, больше ответственности в этом направлении ляжет и на классных руководителей.
Дополнительным образованием охвачено в общей сложности 89 процентов несовершеннолетних магнитогорцев.
Большая часть из них – в школах, далее пальму первенства делят детские сады и учреждения дополнительного образования. Для воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности число занимающихся планируют увеличить. Для этого в учреждениях будут открываться новые кружки и секции, учитывающие интересы современных детей.
– Почти половина наших выпускников поступили в высшие учебные заведения в других городах и даже странах, и это прекрасно, и не надо драматизировать, надо гордиться тем, что уровнем школьного образования мы даём шанс молодёжи получать прекрасные знания во всех интересующих сферах, – говорит глава города Сергей Бердников, приветствуя участников совещания. – В целом состоянием системы образования в Магнитогорске я более чем доволен, а объём введения новых учебных учреждений позволяет говорить, что в течение трёх–пяти лет мы полностью закроем вопрос нехватки школ и детских садов. Город меняется, мы все это видим, он становится удобнее, красивее и комфортнее для людей. Вместе с ним меняются люди. Остаётся одно – профессионализм, который нельзя заменить деньгами, красивыми школами, парками, скверами, дорогами, зелёными насаждениями. Какой бы престижной ни была больница, на операционном столе пациенту важно, какой доктор будет им заниматься. И в преддверии нового учебного года каждый из вас становится самым важным человеком в жизни школьника и их родителей. Что вы вложите в него, то в нём и произрастёт. Таким человеком и гражданином для своей страны он станет. И в данном аспекте ваша профессия важнее любой другой – даже членов правительства и президента. У нас сложился прекрасный педагогический и руководящий педагогами состав, задачи перед которым всё те же: научить ребёнка грамотности и сделать из него хорошего человека. Всё просто и ясно, но порой на это приходится всю жизнь положить. Спасибо вам за прошедший год, ещё раз убедивший в том, что заменить учителя невозможно. Школы города готовы к работе, комиссия проводит свою работу по их приёмке, пока могу сказать, что серьёзных нареканий почти нет, всё удалось сделать должным образом.
– Лето – самая напряжённая пора для учителей: подготовка школ, общение с родителями, знакомство с детьми, – говорит депутат Государственной Думы Виталий Бахметьев. – Начинающийся год тоже непростой, пандемия не отпускает, испытания продолжаются, и многое зависит от организации вашей работы. А Магнитогорск в системе образования впереди планеты всей. У меня есть опыт проживания в Новокузнецке и Кемерове, а теперь – опыт общения с депутатами из других регионов страны. Нигде нет, к примеру, шефской помощи школам – только в Магнитке, когда производственные предприятия не отделяют себя от школ, а, напротив, считают их своими родными коллективами и помогают. И эту уникальную систему ни в коем случае нельзя терять. Труд учителя непрост, особенно сейчас, в век стремительного развития технологий, и вы должны всегда быть на шаг впереди учеников, чтобы уметь отвечать на любые, порой не самые удобные вопросы. Спасибо за ваш труд.
– Полностью солидарен с поздравлениями и пожеланиями двух предыдущих ораторов, ставлю печать на их выступлениях, – как всегда остроумен и лаконичен председатель городского Собрания депутатов Александр Морозов. – Пусть всё сказанное воплотится в полном объёме и срок. С наступающим вас новым учебным годом!