В сочельник безутешной печалью наполнились сердца всех, кто знал Петра Сумина, нашего первого губернатора.
Потомок казаков Оренбургского казачьего войска. Сын репрессированного отца в 30-х годах прошлого столетия. Крестьянский паренек советской послевоенной поры. Сын своего многострадального непредсказуемого времени. От потомков Петру Сумину достались вечные истины и качества - "за веру, царя и Отечество", работоспособность, стойкость, жертвенность и колоссальное чувство ответственности за родительский дом, за семью, за земляков, за Россию.
В детстве он познал главную истину: чтобы стать созидателем по жизни, надо сеять "разумное, доброе, вечное" всегда вовремя. Несмотря ни на что: сам помирай, а посеять не забывай. От отца понял еще одну житейскую истину - нет смысла сеять хлеб свой насущный после первого июня: созреть не успеет.
У Петра Сумина в этой жизни все созревало вовремя: брат посоветовал идти не в сельхозинститут, а в политехнический. Терпел, хоть и не лежала душа поначалу: долго-долго снились кони и речка детства. До слез. Характер закаливался у мартена на металлургическом заводе. Ответственность - в комсомоле. Созидательность - в горисполкоме Челябинска. А потом всю жизнь - на должностях ломовой лошади: заместителем и председателем облисполкома, в обкоме партии и в областном Совете народных депутатов Челябинской области.
Уральцы уважали его созидательную работоспособность и всегда выражали свое доверие на выборах: избирали депутатом и председателем областного Совета, народным депутатом РСФСР, депутатом Госдумы РФ, губернатором региона в 1993, 1996 и в 2001 годах. Его главная особенность и достоинство как человека и политика: он всегда оправдывал надежды и односельчан из Верхней Санарки, и патриархов церкви, и президентов Кремля. И "нам не дано предугадать", как отзовется для Южного Урала его ранний уход. Зато его товарищам всегда было очевидно: без работы он обречен. Как любой трудоголик. Все его болезни прицепились после разгона Советов в октябре 1993 года, когда про него забыли власть имущие, как по команде. Когда предали так называемые многочисленные "друзья-политики". Но с ним остались самые преданные, чтобы начать "возрождение Урала". Надо было быть Петром Суминым, чтобы не сломаться в тот период. И надо было очень любить свой Урал и земляков, чтобы не встать в позу обиженного и уйти с политического поля России. И он вернулся - с большим доверием уральцев. И сто раз его оправдал за четырнадцать последних лет.
Большое видится на расстоянии. Потомки найдут другие слова для его созидательных дел и для оценки его искренней преданности малой своей родине. Возможно, более точные и всеобъемлющие. А сегодня сердце плачет у многих из нас. И душа еще долго будет скорбеть у тех, кто его знал. Уральцы как будто осиротели накануне Рождества нашего Спасителя. И как же будет счастлив тот, кто предстанет пред Ним в эти рождественские дни. Но и при жизни Петр Сумин был счастлив как муж, как отец и как дедушка. Он продлил свой род на века. Он посеял в каждом из нас любовь к своему роду, любовь к России и своей родной Челябинской области.