Второй год ректорат Магнитогорского технического университета ездит по школам города, чтобы довести до выпускников важную мысль: эпоха гуманитариев в России подходит к закату.
Ситуация, действительно, складывается опасная - как для вузов, так и для абитуриентов. Уже несколько лет в стране идет планомерное сокращение бюджетных - то есть бесплатных мест - на специальности гуманитарного и экономического блоков. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, "так мы определяем госполитику, а именно - поддерживаем те профессии, которые востребованы экономикой, и наоборот - уменьшаем набор по невостребованным специальностям". В этом году в России от гуманитарных специальностей отрезали одиннадцать процентов мест, педагогических - восемь процентов, экономических - пятнадцать процентов.
Однако школа продолжает двигаться в противоположном направлении: из двух тысяч выпускников Магнитогорска физику в качестве ЕГЭ выбрали всего 665 человек. Значит, остальные две трети ребят через пять-шесть лет будут, скорее всего, пополнять ряды безработных.
О проблемах диалога высшей и средней системы образования "ММ" рассказал ректор Магнитогорского технического университета имени Г. Носова Валерий КОЛОКОЛЬЦЕВ.
- Валерий Михайлович, каковы контрольные цифры приема в этом году в ваш вуз?
- Сразу скажу: бюджетный набор на специальности гуманитарного и экономического блоков закрыт. Вообще. Это финансы и кредит, налоги и налогообложение, бухгалтерский учет, маркетинг, математические методы в экономике, коммерция, экономика и управление, государственное и муниципальное управление, управление персоналом. В блоке направления "Экономика и управление" нет ни одного бюджетного места для специалистов. И юристов - тоже ноль, нам не дают эти места. А выпускники школ хотят именно туда. Мы второй год ужасаемся, когда видим, что самым популярным экзаменом у выпускников школ снова стало обществознание - около тысячи человек. Куда они пойдут за высшим образованием? У нас для гуманитариев остались лишь платные места.
Хочу сказать, что количество бюджетных мест зависит не от самого вуза: это компетенция Министерства образования и науки. Причина их ежегодного сокращения кроется не только в демографическом спаде, но и в реальных потребностях рынка труда. Когда президент Дмитрий Медведев говорит о создании "умной" экономики, ему нужно показывать вот эти цифры из школ конкретного города. Через пять лет эту экономику некому будет строить. А если такая тенденция сохранится, то мы ее не построим никогда. Потому что государство хочет одного, а школьники - другого. Почему? Давайте посмотрим уровень зарплат по профессиям. Кто наверху? Банкиры, юристы. А внизу? Инженеры и учителя.
- Но ведь в целом по вашему вузу число бюджетных мест увеличилось: по сравнению с прошлым годом почти на семьдесят?
- Да, министерство поддерживает развитие технических направлений, и мы получили укрупненные профильные группы специальностей: это металлургия, машиностроение и материалообработка, геология, разведка и разработка полезных ископаемых, электронная техника, информатика и вычислительная техника... Такова ставка государства. Нам даже удалось выбить бюджетные места для учителей химии и физической культуры - специально ездили в Москву и доказывали необходимость таких кадров для города.
- Значит, вуз ничего не потерял. Картина, по-моему, вполне оптимистичная…
- Дело в том, что мы можем не заполнить эти бюджетные места. В том и парадокс: на экономику и юриспруденцию опять выстроится огромная очередь абитуриентов, которым мы предложим лишь коммерческое обучение. А на бесплатные технические специальности, где конкурс меньше, будет недобор. Школьное образование кособоко. За год или полгода перековать юного гуманитария в технаря невозможно. Если ты не сдаешь ЕГЭ по физике, ты не можешь написать заявление на техническую специальность в наш вуз. Этот вопрос мы много раз задавали управлению образования, а воз и ныне там. Да какой там! Число детей, выбирающих физику, стало еще меньше. Вот смотрите, в этом году у нас 2052 выпускника. Из них математику и русский язык сдают все, физику - всего 665 человек. Это меньше трети. Нет перекоса? Зато обществознание сдают 970 человек. Прибавьте еще триста человек, выбравших историю. Подавляющая часть абитуриентов не будет через пять лет создавать материальный продукт и развивать реальную экономику.
- Вы считаете, на выбор ЕГЭ ребенка влияют учителя?
- В основном выбор за ребенка делают мамы, папы, бабушки, учителя, директора школ - и в меньшей степени он сам. Мы с прошлого года в полном ректоратском составе ходим по школам и объясняем ситуацию. Но политика государства такова, что школы сильно завязаны на результатах ЕГЭ, в том числе финансово. И директор школы, где слабый учитель физики, боится: выпустит детей на физику, они сдадут плохо - и его начнут склонять, денег не дадут. А сильных учителей действительно очень мало. Для того мы в свое время и открыли лицей при МГТУ. Ведь школы, где много детей сдают физику, можно пересчитать по пальцам: в этом году экзамен по физике выбрали в многопрофильном лицее № 1 37 человек, в школе № 8 - 46 человек, в школе № 10 - 33 человека, в 56-й школе - 22 человека. Значит, там есть хороший учитель. Показатели в других школах значительно ниже. Когда-то средняя школа добивалась права вести репетиторство. Добилась. И что? Снова куют гуманитариев. Видимо, это в природе человека заложено - идет туда, где проще.
Мы написали очередное обращение в министерство образования области. Там, к счастью, поняли нашу проблему и откликнулись. Надеюсь, нам разрешат провести ЕГЭ по физике для тех ребят, кто хотел выбрать этот предмет, но не смог, и заполнить бюджетные места по техническим специальностям. Но это опять же сиюминутная мера: выкрутились в прошлом году, выкрутимся в этом. А дальше? Мы предлагаем школьникам свои услуги - подготовительные курсы, лицей, скоро откроем физическое общество. Но и в школе должна быть грамотная профориентационная работа.
- Валерий Михайлович, правительство заявляет, что на контрольные цифры приема в вузы влияет концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Как вы считаете, выполнить ее реально?
- К двадцатому году? Сейчас уже 2010-й. То есть уже сегодня мы должны набрать будущих специалистов-технарей. Но этого может не быть. Малое, что сегодня можно сделать, - создавать условия для уже молодых и талантливых специалистов. Развивать реальную экономику - это, конечно, очень правильно. В России есть более-менее развитые отрасли, которые работают на полусырье: горнодобывающая, нефтегазовая и металлургическая. И все. Посмотрите на мой стол. Найдите что-нибудь российского производства. Не найдете. Для создания "умной" экономики нужна не только новая школа, но и новые детские сады, вузы с современной материально-технической базой.
В последние годы я познакомился с системами образования в Китае, Германии, Великобритании. Мне понравилась китайская - она ориентирована на технарей. А в Европе сейчас проблемы, потому что там "наелись" гуманитарными специалистами. Там существенно ослабла техническая школа. И это одна из причин, почему Европа с радостью принимает наших ученых. Посмотрите, что стало с легендарным немецким качеством. Хочу призвать руководство образования города, вузов, предприятий, кадровых служб предприятий встретиться за "круглым столом" и обсудить лицом к лицу эти проблемы. Нельзя готовить специалистов для улицы, нельзя вводить детей в заблуждение относительно профессии и рынка труда. Мы должны понимать реальную картину.