Конкурс проводится с 2011 года, со статусом городского и на кубок городского Собрания он проходит с 2013 года. В прошлом году кубок выиграла команда гимназии № 53.
Цель конкурса не только благородная, но и дальновидная – повышать уровень потребительской культуры среди школьников, заинтересовывать ребят изучать основы законодательства о защите прав потребителей. Окончив школу, они должны быть грамотными, подкованными, умеющими постоять за себя, если видят, что по отношению к ним в области торговли, сферы услуг совершают противоправные действия.
– В перестроечные годы мы допускали много ошибок, – признаёт спикер городского Собрания депутатов, председатель жюри конкурса «Основы потребительских знаний» Александр Морозов. – И хотим, чтобы наши дети на те же грабли не наступали. Школьная программа сегодня и без того плотная, и спасибо педагогам и детям, что находят время заниматься факультативно ещё и основами потребительских знаний. Когда дети вырастут и войдут во взрослую жизнь, они будут идти с высоко поднятой головой и расправленными плечами, потому что будут иметь достаточный багаж знаний по этой теме. Новое поколение должно быть умнее предыдущего, чтобы развивалась цивилизация.
В этом году на конкурс заявилось рекордное количество команд – тридцать. Причём некоторые школы воспользовались недавним нововведением и направили на участие несколько команд. Так, школа № 67 и многопрофильный лицей № 1 заявили по три команды, школа № 50 – две. Впервые в этом году участие в конкурсе принимают три команды Дворца творчества детей и молодёжи.
По условиям первого этапа ребята должны были письменно ответить на ряд вопросов и написать эссе на тему конкурса этого года «Цифровые финансовые услуги – по-честному!». Из тридцати команд в финал вышли семь, они и боролись за кубок: школы № 1, 5, 28, 47, 48, 54 и 67. Оценивало состязания последнего этапа компетентное жюри: Александр Морозов, председатель городских объединения защиты прав потребителей и общественной палаты Владимир Зяблицев, заместитель начальника городского управления образования Ольга Бирюк, эксперт территориального отдела Роспотребнадзора Анастасия Степанова и старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» МГТУ Авак Зурначан.
Честно говоря, слишком специфическая тематика конкурса этого года не дала мальчишкам и девчонкам простора реализовать свои творческие возможности. Ну какую инсценировку устроишь, если речь идёт о таких серьёзных вещах, как безопасность средств на счету, страхование, умение защититься от мошенников, которых в последнее время расплодилось и чьи методы незаконного отъёма денег у населения становятся всё изощрённее.
– В первом конкурсном испытании – визитной карточке, команды предпочли высказать свою точку зрения через презентацию, – поделилась руководитель команды школы № 67, учитель истории и обществознания Екатерина Кожухова. – Потому что это очень ёмкий формат, позволяющий за несколько минут раскрыть заданную тему.
Ребята из школы № 1 напомнили, что конкурс приурочен ко Дню защиты прав потребителей, уделили внимание объёму и динамике рынка торговли, развитию технологий, спектру финансовых услуг. Конкурсанты из школы № 5 подробно остановились на страховых услугах и предложили алгоритм действий в ситуации, когда налицо нарушение прав. Команда школы № 28 отметила, что развитие цифровых технологий ведёт к более комфортному потреблению, но и связанными с этим рисками.
Второй этап финала предполагал творческий конкурс – ответить на вопросы викторины, разгадать ребус, головоломку. В заключение ребятам предложили конкретную ситуацию, из которой нужно найти грамотный выход. По итогам творческих состязаний первое место завоевала команда школы № 48 (педагог Екатерина Лысенко). Второе место – у ребят из школы № 47 (педагог Александр Иванов). И третье почётное место досталось команде школы № 5 (руководитель Валентина Шишина).
– Принятый в 1992 году закон о защите прав потребителей нашёл широкое применение в нашей жизни, – напомнил Владимир Зяблицев. – Двенадцать лет назад стали проводить этот конкурс, чтобы готовить молодое поколение к грамотным покупкам, пользованию услугами. Тематика нынешнего конкурса обусловлена тем, что сегодня мы всё больше уходим в киберпространство, а соответственно, меняются способы мошенничества, которые нужно распознавать и уметь им противостоять. Задачи, которые решают ребята, касаются всех нас, потому что затрагивают сферу экономического характера, учат выстраивать отношения потребителя с исполнителем услуг. Чтобы себя защитить, нужно быть грамотным.