15 МАРТА ПЛАНЕТА отметила Всемирный день защиты прав потребителя. Отмечают его по решению ООН с 1983 года. Начало ему предопределил президент США Джон Кеннеди.
Именно он 15 марта 1962 года подписал «Билль о правах потребителя». Россия впервые отметила День потребителя в 1992 году, после того как был принят закон «О защите прав потребителей». Весной следующего года в нашем городе появился союз защиты прав потребителя Ленинского района, а с 1995 года организация обрела городской статус. Тогда же магнитогорские правозащитники вошли в состав Международной конференции обществ потребителей и Союза потребителей Российской Федерации.
Сегодня ОЗПП занимает третье место в российском рейтинге общественных организаций, и это единственная независимая структура, профессионально занимающаяся правами потребителей на юге области. Позиция ОЗПП: если потребитель платит деньги, взамен он должен получить товар и услуги соответствующего качества в установленные законом сроки, а наиболее проблемные, требующие оперативного разрешения моменты предлагать для оценки специалистам Роспотребнадзора. Как тут не говорить о более плотном сотрудничестве между двумя этими организациями? Осталось только подписать соглашение, что и произошло в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителя. Подписи под знаменательным документом поставили председатель ОЗПП Владимир Зяблицев, начальник отдела развития торговли управления по развитию потребительского рынка Валентина Логовчина и главный специалист-эксперт Роспотребнадзора Ольга Ковалевская.
Почему представители именно этих организаций? Да потому, что на территории города защиту прав потребителя обеспечивают именно эти три ветви: федеральные органы власти, органы местного самоуправления и общественность.
– Закон «О защите прав потребителей» показателен, – с этих слов начал пресс-конференцию Владимир Иванович, – так как он объединяет всех – от бомжа до президента, не разделяя никого по нации и территориальному признаку… Там, где мы отдаем рубль, должны получать взамен качественный результат, товар, на который рассчитываем. Наша организация оказывает безвозмездную помощь населению на протяжении четырнадцати лет. Мы состоим членами союза потребительской федерации, в который, помимо нашего объединения, входит около ста организаций других регионов России, и членами Союза потребителей РФ. Мы сотрудничаем не только с представителями этих организаций, но и с общественными формациями и политическими партиями, и я уверен, что наши начинания идут на пользу жителям города.
10 ноября прошлого года ОЗПП не без помощи магнитогорского отделения партии «Единая Россия» открыло общественную приемную для пенсионеров на улице Октябрьской, 32. Пожилым особенно необходимы поддержка и правовая консультация, и мы разработали программу, подписав социальное соглашение. Но проблемы остаются. Если мы возьмем данные статистики за последние пять лет, то увидим, что сегодня лидирует низкое качество сложной бытовой техники. Но радует, что благодаря закону «О защите прав потребителей» 80 процентов жалоб регулируется в досудебном порядке. Продолжаем информировать и обучать население, чтобы потребитель спохватывался не тогда, когда возникла проблема, а прогнозировал свои действия, чтобы избежать ошибок, не тратить нервы и деньги. Потому что даже судебное решение не гарантирует потребителю, что он возместит ущерб в полном объеме.
Исходя из всего этого ОЗПП и решило консолидировать свои действия подписанием соглашения с Роспотребнадзором. Мы объединяемся, чтобы навести порядок, хотя сотрудничаем не один год – с тех пор как образовалось ОЗПП.
– Что касается Роспотребнадзора, – заявила главный специалист-эксперт Роспотребнадзора Ольга Ковалевская, – то мы проводим проверки предприятий, которые подлежат контролю, работаем с жалобами потребителей. Во многих случаях помогаем, составляем акты и не только привлекаем к ответственности предпринимателей и руководителей предприятий, налагая штрафные санкции, но и выступаем третьим лицом, составляя иски в суды. В сфере надзорной деятельности находятся не только предприятия торговли, коммунального и бытового обслуживания, но и медицинские учреждения. Если проанализировать ситуацию, которая видна по нашим проверкам, хотела бы сказать, что ситуация на потребительском рынке города неблагополучна и нестабильна. Наиболее распространены нарушения в продовольственной торговле: продажа товара с истекшими сроками годности, товара без документации, подтверждающей качество, обман и недовес.
Статистика показывает, что предприниматели перестали боятся штрафов, и самое лучшее, что можно сделать против него сегодня, – антиреклама. Почему? Это один из самых эффективных рычагов воздействия на нерадивых: если фамилия предпринимателя появится в газете, это сильно ударит по его карману и репутации.
Пятнадцать лет назад торговля Магнитки представляла собой палаточно-лоточную анархию с продавцами, не имеющими специального образования, знаний. Долго это продолжаться не могло, и администрация города сделала шаг к сотрудничеству контрольно-надзорных органов и общественных объединений по исполнению закона «О защите прав потребителей». Хорошим начинанием стало заключение соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между администрацией города и управляющими компаниями рынков. Предстоит сделать многое – не все готовы работать по правилам. Но и объединение защиты прав потребителей, и Роспотребнадзор, и администрация города будут создавать все условия горожанам для защиты их интересов.