Хотя сервисная переработка проката играет одну из ключевых ролей в деятельности участников российского рынка металлов, в последнее время наблюдается спад темпов развития отрасли. Многие перерабатывающие предприятия ограничиваются стандартным набором услуг, не уделяют должного внимания обновлению оборудования, не работают над расширением сортамента. Эти проблемы и пути их устранения стали главными темами международной конференции.
Аудиторию конференции составили топ-менеджеры и руководители сервисных металлоцентров, предприятий-производителей металлопродукции, поставщиков сырья для переработки проката, компаний-разработчиков оборудования для сервисных металлоцентров, металлоторговых фирм, представители отраслевых союзов, научно-исследовательских институтов и инженерно-конструкторских бюро. От Магнитогорского металлургического комбината в саммите участвовал заместитель генерального директора ПАО "ММК" по продажам Сергей Ушаков. Поприветствовав коллег, Сергей Николаевич выступил с докладом, в котором проанализировал положение дел на рынке металлопродукции и представил прогноз развития этого сегмента экономики.
Из-за пандемии коронавируса, повлёкшей жёсткие ограничительные меры со стороны мировых правительств, за семь месяцев 2020 года потребление металлопродукции в России снизилось на 8,4 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Однако потребители смогли адаптироваться к новым условиям и прилагают усилия для восстановления прежних темпов работы.
Сергей Ушаков подчеркнул, что наиболее вероятным сценарием развития ситуации станет продолжительное восстановление рынка до предкризисного уровня: металлопотребление в России достигнет этих показателей не раньше середины 2021 года.
Впрочем, сложившиеся обстоятельства откроют новые возможности для развития - например, расширение взаимодействия ММК с переработчиками металлопродукции. Так, динамику поставок Магнитогорского комбината крупным сетевым металлоторговым компаниям, региональным трейдерам и сервисным металлоцентрам характеризуют стабильно высокие объёмы. Доля независимых компаний в структуре продаж ПАО "ММК" составляет 50-60 процентов, и это, отметил Сергей Николаевич, оптимальная пропорция, так как продажи через собственную сбытовую сеть - около 40 процентов - поддерживают здоровую конкуренцию на рынке.
- Реализация через Торговый дом ММК - одна из основных задач продвижения продукции до конечных потребителей, с которыми производитель не заключил прямых договоров по различным причинам, - рассказал Сергей Ушаков. - Торговый дом ММК имеет развитую складскую сеть, состоящую из 30 площадок во всех ведущих металлопотребляющих регионах России, а также пяти подразделений на территории Республики Казахстан. Торговый дом способствует продвижению продукции комбината до малого бизнеса, укреплению позиций в сегменте конечных потребителей и освоению рыночных ниш, например, сегмента высокопрочного и износостойкого проката.
Торговая сеть ММК охватывает как самые металлоёмкие, так и регионы, менее зависимые от металлопродукции. При этом сеть дистрибуции Магнитки имеет широкие возможности для экспорта в страны СНГ и перспективы для импортозамещения, что обеспечивает постоянное продвижение продукции ПАО "ММК" на внутренние и внешние рынки. С 2014 года рост продаж комбината через собственный торговый дом составил 31 процент. Сбытовая сеть комбината не раз отмечена наградами конкурсов Российского союза поставщиков металлопродукции "Лучшая металлобаза России", "Лучший сервисный металлоцентр России" и "Лучшая сбытовая сеть России", а также является лауреатом премии "Лидер конкурентных продаж" в номинации "Лидер импортозамещения".
ММК специализируется на выпуске всех видов плоского проката. Примерно 75 процентов объёма поставок в адрес металлотрейдеров и СМЦ составляет листовой прокат, в том числе с покрытиями, и 25 процентов - сортовой прокат. В региональном разрезе основные объёмы поставок ММК и Лысьвенского металлургического завода приходятся на Урал - 33 процента, что обусловлено географическим положением, второе место занимает, как самый металлоёмкий регион страны, Центральный регион - 24 процента.
После доклада Сергей Ушаков уделил внимание прессе. Отвечая на вопрос о главной задаче, которую, участвуя в металлургическом саммите, ставит перед собой ММК, заместитель генерального директора по продажам рассказал, что комбинат преследует цель расширения рынков сбыта:
- Несмотря на все достигнутые показатели, мы, конечно же, заинтересованы в увеличении клиентской базы и объёмов продаж. В целом по России клиенты не слишком избалованы заботой, и, участвуя в конференциях, комбинат стремится показать свою ориентированность на удовлетворение клиентских потребностей и готовность отвечать на запросы покупателей. Стремимся наладить прямой контакт, потому что такой подход позволяет чувствовать клиента и решать задачи, которые он перед нами ставит. Приоритет развития Торгового дома ММК - работа на уровне трейдера федерального типа.
Организатором международной конференции, при поддержке Магнитогорского металлургического комбината, выступает информационно-издательская служба "Металлоснабжение и сбыт"
Генеральный директор службы Александр Романов считает, что выбор ММК для проведения саммита - удачное решение, так как комбинат зарекомендовал себя продуктивной дискуссионной площадкой и наглядным примером того, каким должно быть современное производство:
- Каждый год на Магнитогорском металлургическом комбинате вводят в эксплуатацию новые мощности, усовершенствуют оборудование, расширяют сортамент продукции, и для участников важно увидеть всё это, задать интересующие вопросы. По итогам таких конференций у них возникают идеи по диверсификации производства, налаживаются новые контакты, идёт процесс консолидации бизнеса. Поэтому на ММК и приехали из всех федеральных округов, к тому же, общение онлайн так и не смогло заменить личных встреч.
Среди участников конференции был коммерческий директор сервисного металлоцентра "Казанские стальные профили" Игорь Лисев. Он не пропускает саммит с 2003 года, когда впервые побывал на дискуссионной площадке, организованной на базе ММК:
- Меня привлекает возможность пообщаться с руководством предприятия в неформальной обстановке. К тому же, сюда приезжают представители многих компаний, подобных нашей. Во время живого общения узнаёшь такие подробности или какие-то новые параметры работы, которые по телефону и видеосвязи обычно не озвучивают. Хочу поблагодарить Магнитогорский металлургический комбинат за приглашение, всегда с удовольствием приезжаю, ведь очень люблю Магнитогорск.
Конференция проходила два дня, 14 и 15 сентября. После докладов организовали круглый стол, темой которого стало обсуждение будущего сервисных металлоцентров - останутся ли они независимыми региональными компаниями или же их ждёт поглощение крупным бизнесом. На следующий день для участников провели экскурсию по листопрокатному производству ММК, они познакомились с работой стана "5000" и стана "2000" холодной прокатки. Также участники посетили производственные площадки резидентов ООО "ММК-Индустриальный парк" - ООО "Уральская металлообрабатывающая компания" и ООО "Группа компаний "М-СТИЛ".
- Не раз участвовал в этой конференции. Организация, как всегда, отличная, - поделился генеральный директор ООО "УМК" Дмитрий Нефёдов. - Очень рад, что саммит состоялся на нашей родной земле. Надеюсь, конференция позволит установить сервисным металлоцентрам более тесные связи с Магнитогорским металлургическим комбинатом.
Конференция "Сервисные металлоцентры России: оборудование, технологии, рынок" проходила в рамках "Недели индустриальной Магнитки". Сегодня и завтра проходит ещё одна конференция "Проволока - крепёж", посвящённая проблемам производства и потребления метизной продукции в России. Состоится экскурсия на ММК и Магнитогорский метизно-калибровочный завод "ММК-МЕТИЗ".