БОЛЕЕ СОРОКА ЛУЧШИХ педагогов Южного Урала собрались в городе металлургов поделиться опытом, найти друзей, доказать право быть «Учителем года».
На неделю Дворец творчества детей и молодежи превратился во дворец педагогического мастерства. В коридорах стих ребячий шум-гам, зато эмоции на лицах конкурсантов-взрослых были подстать детским: нетерпение, страх, разочарование, безудержная радость, восторг, удивление, слезы счастья. Улыбающиеся лица, высоко поднятые головы – в момент открытия конкурса, и напряженные – перед первым и самым сложным этапом – «визиткой»: они на каждый урок выходят, как на сцену, но не на такую же большую! К тому же, привыкли сами со «школьной сцены» ставить оценки, но не наоборот. А среди членов жюри, между прочим, четыре победителя всероссийского учительского конкурса прошлых лет: челябинцы Виктор Шилов («Учитель России-1999») и Иван Иоголевич (2005), Алексей Крылов из Екатеринбурга (2001) и говоривший на конкурсе исключительно стихами Олег Парамонов из Брянска (1993). Разбавила мужскую компанию признанных мастеров наша Галина Измайлова, «Учитель года области-2006».
Во время презентаций конкурсанты признавались в любви детям, предмету, профессии, коллективу, родному городу, селу… Большинству удалось справиться с волнением и расшевелить серьезную публику. Так, учитель-словесник из Миасса Наталья Фадеева смешила зал на протяжении всей визитки, а руководитель театральной студии из Коркина Наталья Леушина «завела» зрителей мини-сценками: участникам пришлось надевать на себя костюмы животных и по максимуму вживаться в образы – лаять, вставать на «задние лапы»…
Второй день тоже был непростым: открытый урок – у «предметников» и защита образовательной программы – у «внешкольников» на незнакомых детях.
– Тему занятия нам дали накануне вечером, время и возможности были ограничены. Тем не менее, на уроке я себя чувствовала как рыба в воде, – признается учитель английского языка кизильской школы Надежда Землянская.
Довольна своим «открытым» уроком в 56-й школе и Наталья Лаптева, преподаватель информатики магнитогорской гимназии № 53:
– Тема попалась удачная – «Создание презентации. Мультимедиа». На подготовку ушла ночь – от нас ведь ждали чего-то необычного. Восьмиклашки были активными, мобильными, не зажатыми – с удовольствием работала с ними.
После второго тура жюри выделило десятку финалистов, у которых впереди был «мастер-класс». Тему для него дали опять же накануне вечером, причем весьма абстрактную – «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться», зато не ограничивающую учителя в самовыражении. Наталье Лаптевой по жеребьевке выпала честь первой представлять Магнитку.
– Было очень волнительно, – вспоминает она. – Зрителей – полный зал, пришли посмотреть, что же такое «мастер-класс», взять на вооружение удачные находки и идеи не только конкурсанты, но еще больше – магнитогорские учителя. Публика напряглась: не опозоримся ли?
На сцене – обычная школьная и интерактивная доски, парты, в качестве учеников – педагоги. «На кнопочки будем нажимать?», – пошутили «ученики», но Лаптева провела урок без кнопочек: информатика – синтетическая наука, находится на стыке математики, физики, химии – поле деятельности огромное.
Не успели «прожить» «мастер-класс» и передохнуть, на утро – будьте добры публичную лекцию на тему «Роль государства в образовании». И, значит – третья бессонная ночь.
– Ощущаю себя в роли студентки перед госами, – смеется Лаптева. – По-моему, у всех финалистов уже не в порядке нервы и только одно желание – спать!
Они набрали воздуха и задержали дыхание еще на один день с тем, чтобы выдохнуть уже с победой на сцене. Что касается бессонных ночей – мало пришлось спать не только конкурсантам. Дворец творчества задолго до конкурса пребывал в состоянии боевой готовности. Ремонты, замена компьютерной техники, оформление рекреаций и холлов. Чтоб участники чувствовали себя здесь комфортно, в свободную минуту могли познакомиться с одним из лучших детских учреждений допобразования области. На «боевом дежурстве» с бирюзовыми шарфиками и бейджиками «организатор» находились десятки педагогов вместе с директором дворца творчества. Редкий случай, когда известного шоумена Олега Садкеева после концертного белого костюма можно было видеть в рабочей одежде с ведром и метелкой в руках. Детские коллективы дворца каждое утро поднимали конкурсантам настроение…
Не пришлось беззаботно спать специалистам городского и межшкольного методических центров. Они обеспечивали техническую поддержку праздника, предоставляли учительские видеоматериалы и слайд-шоу, старались на «цифру» запечатлеть каждый момент конкурса, а в день закрытия представили зрителям кадры в реальном времени. В тот же фильм и лазерное шоу вошел главный приз конкурса – серебристый «ВАЗ-2112», который, кстати, раньше остальных успела оценить еще в РЭПе заместитель руководителя ММЦ Инна Вешкина.
– Все конкурсанты владеют информационными технологиями, – говорит она. – Про иного педагога и не скажешь – «учитель из глубинки».
«Горячей» выдалась неделька и у детского пресс-центра. Двадцать пять человек из школ № 56, 64, многопрофильного лицея № 1 и лицея при МаГУ стали теми наблюдателями конкурса, которым интересно было все от начала до конца: жеребьевка, «визитки», «мастер-классы», отдых участников, случайно брошенные фразы и шутки. В конце каждого конкурсного дня ребята выпускали несколько страниц цветной газеты «Пеликан-Магнитогорск» – по названию символа учительского конкурса. Им пришлось «захватывать» автобус с членами жюри, ехавшими на обед, – иначе добиться интервью со всеми судьями по поводу конкурсантов было невозможно, подслушивать и подглядывать через приоткрытую дверь, как проходят уроки у каждого педагога («открытыми» занятия были только для жюри, даже СМИ туда был вход закрыт), совершать с конкурсантами экскурсии по городу и отдыхать с ними в аквапарке. Ни один педагог не остался без внимания детей, жаждущих пообщаться.
– Обычно взрослые оценивают детей, – говорит главный специалист управления образования городской администрации, директор газеты «Пеликан-Магнитогорск» Наталья Зубкова. – Мы же решили взглянуть на учительский конкурс детскими глазами и дали возможность пишущим ребятам стать репортерами.
На четыре дня их освободили от школьных занятий, редакцией «Пеликана» стал кабинет информатики школы № 26, расположенной поблизости от дворца. Для каждого «корреспондента» рабочий день начинался как и в школе, однако «с работы» приходилось уходить порой и в шесть вечера.
– Мы думали – они уже не рады такой «командировке», – говорит Наталья Алексеевна. – Но дети с таким удовольствием приходили в редакцию, делились впечатлениями и своими репортерскими успехами, что взрослые решили не вмешиваться в детский замысел, сохранить их непосредственный взгляд на конкурс.
– Среди моих журналистов в первый же день наметились приоритеты, – вспоминает редактор «Пеликана» Екатерина Зимарова. – То и дело слышала: «Ты моего Марса не тронь!» (это про победителя конкурса Марса Вахидова – Прим. автора), «Видела визитку Фадеевой? Классно, да!», «А как вам «белый лебедь» Мельников?» Столько эмоций и впечатлений, что приходилось порой тормозить.
– Я рада, что получила шанс побывать на конкурсе и писать про него, – признается Ксения Житенева. – Учителя мне стали ближе и роднее. Никогда не видела, чтобы они так переживали перед уроками, как на конкурсе. Милые, открытые, эмоциональные, они делились с нами переживаниями, как со взрослыми. Мне довелось увидеть труд учителя со стороны, и я прониклась к ним еще большим уважением.