Последние два года скандалы вокруг пенсионной тематики не сходят со страниц сайтов и эфиров отечественных СМИ. Граждане жалуются на неправомерный перевод их средств в негосударственные пенсионные фонды.
Пенсионный фонд России принимает карательные меры, репутации добросовестных участников рынка страдают от нечестной игры коллег "по цеху". Магнитогорск не стал исключением в цепочке пенсионного "вредительства".
Во всем мире государственная пенсия дает возможность прожить, достаточно скромно. По их меркам. Высокий уровень пенсий в развитых странах обеспечивается, главным образом, за счет участия граждан в негосударственных пенсионных фондах. Главное преимущество негосударственных пенсионных фондов в том, что они, работая под жестким госконтролем, они предлагают возможности дополнительного обеспечения, которые реально позволяют увеличить будущую пенсию. Частные пенсионные фонды в Европе управляют колоссальными средствами и являются влиятельными игроками финансовых рынков. Кроме того, у нас в стране негосударственные пенсионные фонды - это некоммерческие организации, занимающиеся исключительно вопросами пенсионного обеспечения.
"Что немцу хорошо, то русскому…"
Российским негосударственным пенсионным фондам до сих пор приходится доказывать свою добросовестность и надежность. Проблем у НПФ много - это и недоверие со стороны граждан, и недостаточная финансовая грамотность населения. Кроме того, процесс реформирования пенсионной системы, стартовавший в 2002 году, не завершен, а варианты предлагаются самые разные, порой весьма непопулярные среди населения - вроде увеличения пенсионного возраста или выведения накопительной части пенсии в добровольные отчисления с присоединением уже сформированной накопительной части к страховой.
Между тем, уходит время и количество граждан, не обеспечивших себя дополнительной прибавкой к трудовой пенсии, уменьшаются шансы на достойную старость у людей трудоспособного и, что особенно печально, предпенсионного возраста.
Непростая ситуация на пенсионном рынке заметно осложняется тем, что некоторые игроки используют нечестные приемы. Вот несколько фактов, неоднократно описанных средствами массовой информации.
По итогам 2010 года 870 тысяч заявлений граждан в Пенсионный фонд России об изменении способа управления пенсионными накоплениями - в частности, о переводе накоплений в НПФ - были признаны недействительными. Случаи "пенсионного мошенничества" отмечены во многих российских городах.
В июне 2011 года ПФР объявил о своем решении расторгнуть трансферагентское соглашение, таким образом существенно ограничив сферу деятельности организаций, с тремя негосударственными пенсионными фондами из числа крупнейших игроков на рынке обязательного пенсионного страхования - "Благосостояние", "Норильский никель" и "Ренессанс Жизнь и Пенсии". Именно так выглядела на тот момент тройка "лидеров" по числу жалоб граждан на несанкционированный перевод пенсионных накоплений.
В августе 2011 года ПФР подписал соглашение о сотрудничестве в борьбе с мошенничествами с накоплениями граждан с Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов .
Осторожно, "дилетанты"!
В начале сентября 2011 года в старейший и единственный магнитогорский негосударственный пенсионный фонд обратился один из его клиентов. В своем почтовом ящике он обнаружил небольшую записку - иначе этот документ сложно назвать - следующего содержания: "Уважаемый (далее следуют Ф.И.О. гражданина). Вы заключали договор с (название частного пенсионного фонда) по формированию вашей пенсии. На вас пришел пакет документов. Просим вас связаться с нами и сообщить в какое время к вам подъехать. Тел. 8-906-85Х-ХХ-ХХ Срочно! С уважением, Эксперт ОПС (Ф.И.О. эксперта)" (Орфография и пунктуация документа сохранены, последние цифры номера не указаны).
Таким образом, "документ" извещал гражданина о том, что он якобы заключил договор обязательного пенсионного страхования с одним из частных пенсионных фондов, на его имя "пришел пакет документов", и теперь гражданину необходимо срочно пригласить к себе на дом сотрудника НПФ.
Гражданин в недоумении обратился за помощью в фонд, которому вот уже несколько лет доверяет управлять своей будущей пенсией. Ему объяснили, что речь идет о банальном мошенничестве, поскольку без согласия гражданина никакой фонд не имеет права заключить с ним договор. Все документы оформляются в момент подписания договора и не могут "прийти" позже. Кроме того, документы оформляются и один экземпляр выдается гражданину на руки в момент и в месте заключения договора. И главное - указание в "записке" фамилии, имени и отчества гражданина без его письменного на это согласия означает, что его данными завладели нечистые на руку агенты пенсионного фонда, и что является грубейшим нарушением федерального закона "О персональных данных".
Истинная цель такого "послания" - привлечь внимание, любым способом выйти на контакт с гражданином и, представив ему подготовленные на его имя документы, инициировать их подписание, а значит - получить нового клиента и ключ к управлению его деньгами.
Вряд ли нас удивит, что жажда наживы не останавливает такого рода дельцов ни перед каким нарушением. Огорчает, что в вышеупомянутой записке указано название не самого крупного, но достаточно респектабельного НПФ, являющегося одним из лидеров рынка обязательного пенсионного страхования. Неужели это лидерство обеспечено такими нечистыми методами?
Незаконный перевод пенсионных накоплений в тот или иной фонд - это уже "хроническая болезнь" российской пенсионной системы, в результате которой огромные репутационные потери несут все участники рынка - и те, в адрес которых поступают жалобы, и те, которые работают открыто и добросовестно.
Дело в том, что многие НПФ, как и страховые компании, в вопросе информирования населения о новых финансовых возможностях прибегают к агентским сетям. Агенты, как правило, получают комиссию с каждого оформленного договора. Для оформления пакета документов о передаче в НПФ средств пенсионных накоплений достаточно знать его паспортные данные и номер пенсионного страхового свидетельства. Учитывая, что информационные базы персональных данных бесконтрольно "гуляют" по стране, соблазн фальсификации заявлений граждан для некоторых недобросовестных агентов НПФ оказывается велик, а прецедентов привлечения за это к серьезной персональной ответственности в России пока почти нет.
Тысячи россиян становятся клиентами того или иного НПФ не по своей воле, а узнают об этом только из "писем счастья", ежегодно рассылаемых Пенсионным фондом РФ. Многие граждане невнимательно относятся к подписанию документов. Незаконные переводы пенсионных накоплений в НПФ осуществлялись даже "от имени" Пенсионного фонда РФ, когда агенты одного из НПФ представлялись гражданам сотрудниками ПФР и настойчиво предлагали заключить договор о "страховании накопительной части пенсии", что для несведущего человека звучит значимо, а для разбирающегося в этом вопросе является полным абсурдом! Также замечены случаи, когда агенты передавали заявления от одного человека сразу в два-три фонда, от каждого получая вознаграждение.
Доверяйте профессионалам!
Возвращаясь к случаю с "запиской" от НПФ, подброшенной в почтовый ящик, и предвидя бесконечные повторы с вариациями данной ситуации, хотелось бы предупредить горожан: не доверяйте случайным людям, будьте внимательны: подвергайте сомнению любой документ, требующий вашей подписи, - читайте его! Сознательно принимайте решение о выборе способа управления накопительной частью своей трудовой пенсии. Ведь это часть вашего будущего благосостояния, положенного вам по закону!
Информацию об организации, осуществляющей управление вашей будущей пенсией, то есть сведения о состоянии вашего индивидуального пенсионного счета можно получить в Управлении ПФР Магнитогорска - телефон 8-3519-26-16-93 или в том негосударственном пенсионном фонде, с которым вы действительно заключили договор.
Также вы можете обжаловать действия недобросовестных агентов НПФ в органе, контролирующем деятельность негосударственных пенсионных фондов, - Федеральной службе по финансовым рынкам, Региональное отделение ФСФР в УрФО - телефон (343) 388-13-21.
И помните: если с вами заключили договор обязательного пенсионного страхования о переводе под управление накопительной части вашей будущей трудовой пенсии неизвестному вам фонду без вашего согласия, вы имеете право обратиться в ПФР и вернуть накопительную часть из этого фонда либо в Пенсионный фонд РФ, либо в тот негосударственный пенсионный фонд, чьи надежность и успешный опыт управления пенсионными накоплениями зарекомендовали себя в течение многих лет и не оставляют у вас сомнений.
Если в отношении вас предпринята мошенническая попытка перевода накопительной части будущей трудовой пенсии в другой фонд, вы можете обратиться по телефону "горячей линии" 23-62-09 добавочный № 135 для получения консультации по обжалованию действий мошенников.