Однажды на страницах нашей газеты мы уже начали разговор о величайшей ценности архитектурного, исторического, культурного наследия города Магнитогорска, об острой необходимости сохранять и охранять его. В эти дни нами получено неоспоримое свидетельство верности этого ясного, как день, незатейливого, на первый взгляд, постулата.
Магнитогорск-Берлин-Делфт
В пятницу и субботу на прошлой неделе в Магнитогорском государственном университете состоялось очень важное, знаковое мероприятие - Всероссийская научная конференция с "международным участием", как написано в информационном письме вуза. Список гостей - участников форума - лишь подчеркивает его истинный размах. К нам прибыли ученые - историки и архитекторы - из Великобритании, Германии, Нидерландов, Белоруссии, представители научного мира крупнейших городов России: Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Челябинска. А уж присутствие на форуме президента Российской академии архитектурных наук, титана в данной области Александра Кудрявцева лишь подогрело интерес к событию воистину международного масштаба. Вдохновителями и организаторами выступили руководство университета и его исторического факультета, депутаты городского Собрания, курирующие левобережную часть Магнитогорска.
Название конференции "Социалистический город и социокультурные аспекты урбанизации" носит, казалось бы, сугубо научный характер и затрагивает узкоспециальные проблемы соцгородов. На самом деле это не совсем так. Точнее, совсем не так. Оказывается, архитектура начала прошлого столетия - авангард и функционализм - чистейший образец, живительный источник, питающий архитектуру современную. По этому поводу ректор университета профессор Владимир Семенов выразился примерно так: в социуме, созданном в 20-30-е годы прошлого века, мы все вместе нынче как раз и процветаем. И плох Иван родства, то есть, своей истории не помнящий, поскольку в этом случае у него, Ивана, и будущего-то никакого нет.
Кроме того, глубокое изучение "проблем социалистических городов как социокультурного явления" дает представление об огромной роли, которую сыграл и продолжает играть соцгород в развитии общества: его экономической составляющей, промышленном потенциале, в социальных связях, духовных ценностях поколения, подарившего жизнь нам с вами; в становлении поколения первостроителей Магнитки - наших отцов, дедов и прадедов. Зная, как и чем жили они, мы можем моделировать свое будущее и будущее наших детей. Более чем, как говорится.
Автор этих строк, разумеется, может обрисовать значительность проблемы лишь пунктирно, в общих чертах. А вот мэтр отечественной науки об архитектуре президент Российской академии Александр Кудрявцев видит ее в полном объеме. Потому и выразил публично благодарность нашему университету и депкорпусу за инициативу проведения этой конференции. Значимость подобного мероприятия трудно переоценить, поскольку, по словам господина Кудрявцева, архитектурное сообщество никак не могло понять, почему в Магнитогорске, первом социалистическом городе, в котором воплотились архитектурные и градостроительные идеи, известные во всем профессионально ориентированном в этой области мире, недостаточно эффективно и действенно изучается история рождения города.
Господин Кудрявцев напомнил, что в этом году отмечалось 80-летие закладки первого квартала соцгорода, причем не только на местном уровне, но еще и на всех недавних научных форумах. Например, на Московской конференции по советскому авангарду. В Екатеринбурге же вообще создан специальный центр по исследованию истоков современной архитектуры.
Президент Российской архитектурной академии особо отметил, что бесценное наследие 30-х годов в таком масштабе сохранилось только в Магнитогорске. И, "несмотря на известную ветхость, обладает всеми качествами источника рождения современной архитектуры, за что и ценится во всем мире". Он выразил надежду, что столь мощный десант приехал в наш город не забавы ради, а еще и для того, чтобы использовать предоставленную университетом возможность укрепить жителей и руководство города, научную общественность в мысли о том, что мы обладаем драгоценностью, которую давно пора огранить.
Как сказала Людмила Токменинова, руководитель Уральского центра архитектуры современного движения при УралГАХА, Екатеринбург), первый квартал соцгорода имеет большую историческую ценность еще и в том смысле, что в его возведении принимали участие зарубежные коллеги наших советских архитекторов, в частности известный в Европе градостроитель-функционалист Эрнст Май. Этот факт придает особый вес магнитогорскому наследию, чрезвычайно ценному для истории России, истории архитектуры. Несмотря на то, что данное обстоятельство давно и по достоинству оценено специалистами, что исторический факультет вуза ведет большую работу по сохранению соцгорода, ситуация достигла, как было сказано, точки невозврата. Поэтому сейчас необходимо решить, как быть с этими зданиями. И в решении проблемы требуются помощь и поддержка российских и зарубежных специалистов-исследователей, каковыми, по сути, и явились участники конференции.
Весьма неожиданным для всех участников "круглого стола", предваряющего конференцию, стало короткое, но пламенное выступление молодого доктора архитектуры, ассистирующего профессора архитектурного факультета Делфтского технологического университета (Нидерланды) Ивана Невзгодина. Он сказал:
- Мы, конечно, маленькая страна, но наряду со всеми являемся колыбелью архитектуры 20-30-х годов. И завоевали мировую славу благодаря направлению функционализма. На архитектурной карте мира в Голландии особо отмечены два города - Санкт-Петербург и Магнитогорск. Это связано с именами Марта Стама, Йохана Нигемана и Герды Маркс. Март Стам - один из идеологов современного архитектурного движения - создал в Голландии просто легенду о Магнитогорске. Ведь сюда в известные годы попасть было трудно. И мы считаем, что первый квартал Магнитогорска - это совместное немецко-голландско-российское наследие. Как градостроительный, архитектурный и социальный эксперимент. Хотел бы подчеркнуть, что организация социальной структуры квартала уникальна для мировой истории градостроительства, поэтому мы в Голландии очень надеемся на бережное отношение к наследию. Сейчас на Западе есть очень много примеров повторного использования зданий 20-30-х годов, они должны служить городу и дальше составлять его славу.
Интервью с мэтром
Корреспонденту "ММ" удалось побеседовать с президентом Российской архитектурной академии Александром Кудрявцевым. На вопрос, возможно ли, когда мы действительно находимся "в точке невозврата", сохранить и восстановить историческое и архитектурное наследие Магнитки, Александр Петрович ответил так:
- Думаю, безусловно, возможно. Сейчас произошла моральная и физическая реабилитация поселков 20-30-х годов, которые воплощали в себе самые светлые мечты архитекторов и градостроителей о том, как должна быть устроена жизнь будущего без войны, агрессии, в любви, мире, всеобщем гуманизме... То есть все то, что привнесли в культуру и представление о мире 20-е годы. К сожалению, мы не очень можем похвастаться таким позитивным опытом. Можно опереться на опыт немцев, которые за последнее время не только реставрировали отдельные объекты, но и знаменитые, так называемые, образцовые поселки. Примером тому - один из поселков Штутгарта, в котором представлены произведения звезд того времени. А это 27-й, 29-й годы. Интересно, что фактически все функции были восстановлены в этом поселке. Там живут люди, которым очень нравится их город-сад. И я был потрясен, когда увидел жестко функциональные лестницы, увитые штамбовыми розами. Это все является предметом любви и уважения, продолжением жизни.
В пригородах Берлина очень много сделано для восстановления рабочих поселков в первоначальном образе. А они по социальному строю похожи на наши. Ведь Германия была социал-демократической, социалистической Веймарской республикой. И мы, зачеркивая историю этой страны после первой мировой Войны, вычеркнули и социальные программы, которые были реализованы в архитектуре и градостроительстве Германии. А у немцев и сегодня есть чему поучиться, в частности, восстановлению поселков 20-30-х годов и их приспособлению к нынешней жизни.
Послевоенное развитие наших стран пошло разными путями. Мы очень долго воспитывались в других эстетических представлениях. Так называемый сталинский ампир, пришедший в конце 30-х годов и расцветший после Великой Отечественной, нам более понятен - и не только по восприятию. Этот стиль утверждался системой образования, системой поощрений тех или иных произведений культуры.
В Германии 20-30-е годы тоже были осуждены. И, может быть, гораздо страшнее в сравнении с нами, хотя и у нас это был трагический период в жизни многих деятелей культуры. Но там эстетика авангарда, функционализма вообще была названа дегенеративным искусством. И существовал запрет на профессию людей, которые этим занимались. Так что у нас есть некоторая схожесть в истории авангарда. Но нам предстоит более тяжелая работа по восстановлению общественного мнения о ценности эстетических идеалов 20-х годов.
Мэтр назвал наш город столичным, поскольку здесь работали выдающиеся советские и зарубежные архитекторы, почитали за честь проектироваться и реализовываться именно на Магнитке. И сохранить уникальное историческое и архитектурное наследие - как первый квартал соцгорода, так и роскошный комплекс Ленинского района - можно лишь совместными усилиями. Одинаково важны и инициатива политиков, рассматривающих данный вопрос с социальной точки зрения, и активное участие академической общественности, интеллигенции, которая должна прокламировать ценность исторического наследия в целом. Огромное значение в этом общем деле имеют конкретные мнения специалистов, экспертов культуры, искусства, которые, в свою очередь, дадут руководство к действию: как сохранить, развить, приспособить и предъявить миру то, что еще осталось от драгоценности, требующей немедленной огранки.