Еще в апреле прошлого года депутаты Госдумы твердо решили, что губит людей именно пиво. Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе», казалось бы, поставил жирную точку в пивном деле. Ратующих за трезвость думцев встревожил тот факт, что 15 процентов городского населения России в возрасте после 16 лет пьют пиво в общественных местах. Однако проект тут же вызвал полярные оценки. По данным фонда «Общественное мнение», 72 процента граждан страны поддержали решение депутатов, выступив за жесткий запрет публичного пития. Критики же указали на абсурдность документа – например, в пункте контроля за любителями пенного напитка. И уже через полгода федеральные СМИ окрестили пивной документ «мертворожденным».
Тем не менее, новый «сухой закон» двинулся в регионы. За органами местного самоуправления депутаты оставили право на формирование списка точек общепита, которые подвергнутся «пивным репрессиям». Например, столичный документ прописан намного жестче и конкретнее федерального: в Москве не расположены щадить и любителей слабоалкогольных коктейлей, распитие которых, наряду с пивом, запрещено на улицах, пляжах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, во дворах, подъездах, зрелищных организациях. Запрет на потребление пива в общественных местах здесь касается граждан любого возраста. Кроме того, в Московской области намерены изгнать пиво из киосков, встроенных в автобусные остановки и расположенных в радиусе менее 500 метров от детских образовательных учреждений.
Месяц назад «пивной закон» добрался до Магнитогорска – изрядно похудевший и, наверное, потому мало кем замеченный. Скажем, если федеральный проект намеревался широко пройтись по опухшим от пьянства улицам, то недавнее постановление главы города лишь аккуратно смахивает пьяниц с территорий детских, общеобразовательных и культурных организаций, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, аэропорта, вокзала, остановок общественного транспорта в радиусе пятидесяти метров от оных. В остальных общественных местах, включая скверы и парки, подворотни и подъезды, проспекты и магазины, освежиться пивком запрещено только несовершеннолетним. То есть, как уже шутят любители погулять с пивом на свежем воздухе, главное – правильно спланировать траекторию своего маршрута, не приближаясь к 50-метровому рубежу от табуированных мест. Кстати, запрета на потребление в указанных местах алкогольных коктейлей тоже нет, зато есть пункт о «напитках, изготавливаемых на основе пива». Пивными знаниями по данному пункту поделился начальник городского управления по развитию потребительского рынка Петр Карабельщиков, пояснив, что здесь имеются в виду алкогольные коктейли с добавлением пива: «Например, вишневые и яблочные напитки, которые предлагает компания «Балтика». Но в продаже их практически не видно».
С другой стороны, существует измененный Административный кодекс РФ, в котором черным по белому заявлено об ответственности за распитие пива в публичных местах, что «влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда». Общий смысл поправок подразумевает, что вне своей квартиры или специальной точки общепита нельзя пить ничего, кроме воды, кваса или сока. Получается, постановление главы города расходится с кодексом? Без бутылки, похоже, не разобраться…
Но это – потребительская сторона пивного вопроса. А что с продавцами? Исходя из того же постановления, теперь розничная продажа пива запрещена «в местах общественного питания», расположенных внутри образовательных и медицинских учреждений, на вокзале, в общественном транспорте, учреждениях культуры и спортивных сооружениях. Начальник городского управления по развитию потребительского рынка сразу «успокоил»: к точкам общественного питания киоски на остановках не относятся, речь идет о буфетах, кафетериях, закусочных, столовых и пиццериях. При этом от «пивной ответственности» освобождаются все питейные заведения, имеющие статус баров и ресторанов.
Город, правда, пока пребывает в счастливом неведении. За столиками вокзальных буфетов посетители с наслаждением потягивают пивко из запотевших бутылок. Ассортимент буфета по праву может гордиться разнообразием хмельного предложения. Продавец оказалась не в курсе нового постановления. После краткого экскурса в пивной вопрос она быстро нашлась: «Дык, наш буфет-то к ресторану относится, и тот, соседний, тоже. Да еще киоски возле здания вокзала – это все ресторанные филиалы…» На выходе тоже пивное раздолье: пьют на ступеньках вокзала, на остановках как городского, так и междугороднего транспорта. И некому указать отъезжающим-приезжающим на пресловутые пятьдесят метров.
В пресс-службе Ледового Дворца, который ввиду своего спортивного происхождения тоже «попадает» в пивной документ, ребята сначала смотрели в недоумении, потом прыснули, предлагая обратиться за комментарием к болельщикам. Юрисконсульт хоккейного клуба «Металлург» Александр Алашкин внимательно изучил сентябрьское постановление и нашел в нем «исключения, допускающие продажу пива в ресторанах и барах». То есть, добавил он, если администрация Дворца хочет, чтобы продажа пива продолжалась, необходимо лишь правильно организовать точки общественного питания.
Кстати, законодательный прессинг союза пива и спорта – тема не новая. Со времени вступления в силу нового закона «О рекламе», разводящего рекламу алкоголя и спорт в разные стороны, разговоры об экономических последствиях антипивной политики набирают обороты. Команды теряют спонсоров в виде пивоваренных компаний: пропагандировать здоровый образ жизни без пропаганды спиртного на практике оказалось сложно. Тем не менее, число стадионов, закрывших болельщикам с пивом вход на трибуну, неуклонно растет.
– Вопрос с Ледовым Дворцом и вокзалом пока не ясен, – говорит Петр Карабельщиков. – Будем решать его в ближайшее время, коли постановление выпустили. Прежние разрешения, которые на ассортимент продукции выдавал Роспотребнадзор, должны быть пересмотрены. Для эффективности мы организовали «горячую линию» по телефону 37-05-25. В случае, если горожане заметят нарушение и сообщат о нем, мы моментально приступим к его ликвидации.
Дать прогноз о каких-либо сроках выполнения «пивного постановления» начальник городского управления по развитию потребительского рынка так и не решился – при том, что уже месяц, как оно имеет юридическую силу. Пока непонятно, чем кончится эта пивная история. Может, очередной антиалкогольный проект, наконец, окажется удачным? Хочется верить, потому что в случае его провала наш правовой нигилизм станет еще крепче.