В течение трёх дней в Магнитогорске находился «Поезд Победы» – первая в мире иммерсивная инсталляция (12+), размещённая в движущемся составе поезда. За это время его посетили более трёх тысяч магнитогорцев.
Организаторы проекта отмечают, что ни в одном музее мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре. Полному погружению в прошлое нашей страны способствует и мощное мультимедийное сопровождение: пятьдесят видеопроекторов, восемнадцать видеостен, двенадцать тач-столов, которые благодаря световым и звуковым эффектам воссоздают воздушные бои, танковые атаки и картины походной солдатской жизни. В результате перед посетителями открывается непарадный портрет великой эпохи – в лицах, жестах, аутентичных предметах.
Перед тем как подняться в передвижной музей, получаем наушники и проходим краткий инструктаж. Голографический инструктор, роль которого исполняет актёр Дмитрий Харатьян, объясняет правила поведения: экспонаты руками не трогать, при звуках стука колёс переходить в следующий вагон. Благодаря саунд-дизайну создавалось ощущение, что мы находимся в реально движущемся поезде. Маршрут: «Предвоенные годы – Великая Отечественная война – Победа».
Восемь вагонов раскрывают отдельные периоды сороковых годов, а музыка, написанная специально для каждой музейной зоны, погружает в атмосферу определённой исторической мизансцены.
В качестве аудиогида выступала девушка Лида, прототипом которой стала Елена Чухнюк – машинист паровозной колонны, водившая в период Великой Отечественной войны воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта.
Судьба Лидии–Елены перекликается с судьбой страны. В 1941-м ей исполнилось девятнадцать. Вслед за отцом она пошла на железную дорогу и стала машинистом паровоза. Первый самостоятельный рейс состоялся в июне 1941 года. Вместе с Лидией железнодорожный состав пронёс нас по дорогам войны от Гомеля до Берлина, через испытания и потери – к Победе.
Вагон № 1
За окном повседневная жизнь огромной страны. В вагоне – люди разных возрастов и профессий. Инженеры, лётчики, пионеры, спортсмены. Ведут неспешные разговоры, любуются мелькающими пейзажами, строят планы на будущее, сбыться которым не суждено. Мирная жизнь отсчитывает последние часы.
Вагон № 2
Атмосфера в поезде меняется. Недавнее беззаботное настроение уступает место тревоге и страху. И вот уже не удочки и не туристические рюкзаки в руках у пассажиров, а винтовки и походные вещмешки. Вчерашние школьники вместо институтов и техникумов едут на фронт защищать Родину. В руках у совсем ещё юных бойцов – солдатские медальоны, по которым их можно будет опознать в случае гибели. Горько плачет женщина, воплотившая образ всех солдатских матерей. В её слезах – предчувствие горя, которое принесёт война. Вторая часть вагона выполнена как линия укрепления – окопы и траншеи – под Москвой.
Вагон № 3
На входе предупреждающая табличка: «Экспозиция «Концлагерь» доступна аудитории 12+, поскольку содержит сцены жестокости, физического и психического насилия, преступления против человечности». В какой-то момент пробирает дрожь, то ли от увиденного, то ли, действительно, температура в этом вагоне ниже, чем в других. Вот фашисты пытают офицера Красной Армии, взятого в плен в Брестской крепости. Связанный, но не сломленный, он олицетворяет стойкость и непоколебимость русского народа перед страшными испытаниями, выпавшими на долю страны. Неподалёку – гора обуви, снятой с погибших людей, – страшный символ фашистских концлагерей. Вдоль стены – нары, на них – измождённые люди в ожидании страшного поезда, который отвезёт их туда, где они проведут последние месяцы своей жизни.
Вагон № 4
Инсталляция посвящена тяжёлой, но очень важной работе военных медиков и трагедии солдат, покалеченных войной, многие из них на всю жизнь остались инвалидами – слепыми, глухими, без рук и ног. Аудиогид Лидия делится страшными воспоминаниями своей подруги, работавшей медсестрой в санитарном эшелоне: молоденькие солдатики выбрасывались из поезда на полном ходу, чтобы не быть обузой родным и близким.
В этом же вагоне воссоздана походно-полевая лаборатория
микробиолога Зинаиды Ермольевой, которая разработала советский антибиотик и лекарство от холеры, что снизило смертность и случаи гангрены в полевых госпиталях.
Вагон № 5
Экспозиция рассказывает о банно-прачечных поездах, в вагонах которых размещались душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Одна из мизансцен изображает пленных фашистов, взятых в плен под Сталинградом и доставленных в банный вагон по приказу советского командования, среди них – генерал-фельдмаршал 6-й армии Фридрих Паулюс. Лидия подчёркивает: фашистский офицер вытребовал себе кусок хорошего мыла, в то время как маршал Рокоссовский не брезговал и хозяйственным.
Вагон № 6
Героем этой экспозиции стал маршал Константин Рокоссовский, получивший звание Героя Советского Союза за операцию «Багратион». Его штаб – один из тысяч, где разрабатывались планы сражений, во многом предопределивших исход войны. Генерал штаба Рокоссовского примеряет «мокроступы» – плетёные «лыжи» из лозы, надевающиеся на ноги для преодоления болотистой местности. Это реальный факт военной истории. Отдельная тема – огромный вклад геодезистов, картографов, специалистов в области аэрофотосъёмки. Составленные ими топографические карты были основным источником информации о местности и важнейшими документами при управлении войсками. Перейдя во вторую часть вагона, мы оказались внутри бронепоезда. Мультимедийное оборудование позволило увидеть подбитый немецкий бронепоезд и стать свидетелями захватывающего воздушного боя.
Вагон № 7
Мы переносимся в весну 1945 года. Сидячий вагон. За плечами его пассажиров 1418 дней войны, оставивших след не только в душе, но и на теле. Молодые люди, которых перенесённые испытания заставили до срока повзрослеть. На полустанках, станциях и вокзалах их встречают с цветами и слезами. Они возвращаются, чтобы отстраивать заново разрушенную, разорённую войной страну. Здесь же военный художник, прототипом которого стал классик советского изобразительного искусства, лауреат Государственных премий Борис Неменский. Всю войну он делал зарисовки батальных и бытовых сцен на Калининском, Ленинградском и Украинских фронтах, писал этюды пылающего Берлина. В конце вагона – застывшие от горя солдаты, проводившие в последний путь погибшего товарища. В голове всплывает строчка из знаменитой песни: День Победы – праздник со слезами на глазах. Звучащие в наушниках воспоминания фронтовиков и тружеников тыла подчёркивают величие подвига советских людей и ту цену, которую им пришлось заплатить за мирное небо над нашей головой.
Вагон № 8
Перед выходом из поезда мы попали в тематическую зону, которая выглядела как обычная электричка. Замысел раскрылся, когда нам предложили присесть на одно из свободных мест. В отражении окон появились лица тех, кто пожертвовал своей жизнью ради будущих поколений.
– Огромное спасибо организаторам, создателям этого уникального поезда, – отметил заместитель председателя первичной профсоюзной организации Группы ПАО «ММК» Юрий Демчук. – Увиденное и услышанное производит сильнейшее впечатление, особенно на тех, у кого на войне погибли родные и близкие. У меня дед не вернулся с фронта. Эмоции испытал самые разные – боль утраты, гордость за свою страну. Хочется, чтобы в этом передвижном музее побывало как можно больше детей, чтобы они увидели, узнали о том, что когда-то пережили их предки.
– Я родом из СССР – самой читающей страны в мире, поэтому об этой войне знаю многое, а вот для молодёжи, у которой «тиктоковое» мышление, побывать в таком музее важно, – отметил председатель МГСД Александр Морозов. – Хорошо, что российские железные дороги на следующий год запланировали пополнить этот передвижной музей двумя вагонами с новым материалом.
– Музей очень живой, – поделился эмоциями двенадцатилетний сын Александра Морозова Саша. – Такое чувство, будто ты сам побывал на войне. Практически во всех вагонах очень страшно.
– Честно говоря, когда читала о поезде, смотрела фотографии, думала, а как же дети будут на это смотреть? – призналась исполняющая обязанности заместителя главы города Млада Кудрявцева. – Очень интересно и впечатляюще. Нервы, конечно, цепляет. Текст, звучащий всю экскурсию, не даёт выпасть из того времени и ситуации. Это очень грамотно выполненный проект. Мы много читаем о войне, но, когда ты оказываешься внутри поезда, среди реалистично выполненных манекенов, впечатления совсем другие. Всё это вызывает сильнейший эмоциональный отклик. Есть ощущение движения, кажется, что даже немного покачивает, как в реальном поезде. В этом музее мне стало понятно, почему так важны были концерты и спектакли на передовой – за что-то хорошее ты должен зацепиться, чтобы продолжать жить.