Днём в воскресенье, 4 мая, буквально каждый свободный сантиметр возле городского железнодорожного вокзала был занят припаркованными автомобилями. Заняты парковочные карманы и правые полосы вдоль дорог и на улице Вокзальной, и на проспекте Карла Маркса, и на проспекте Ленина. Потоки людей спешили пройти на перрон, ведь вдалеке уже слышались протяжные гудки паровоза.
Горожане шли на вокзал семьями, чтобы и дети ощутили атмосферу праздника, перенеслись в атмосферу победного мая 1945 года, оценили масштабы и мощь гигантской паровой машины. К слову, осмотреть ретропоезд можно было не только снаружи – ребятишек пускали и в кабину машиниста, и в товарные вагоны-теплушки. А ещё одним подарком для магнитогорцев стал праздничный концерт – на перроне поставили сцену, артисты пели любимые песни военных лет и танцевали, приглашая вальсировать горожан… Но обо всём по порядку.
Прибытие ретропоезда на станцию Магнитогорск-Пассажирский – снимали сотни телефонных камер.
Выпуская клубы белого дыма, на вокзал подъехал украшенный цветами поезд Победы. Из открытых вагонов магнитогорцев приветствовали артисты в советской военной форме времён Великой Отечественной войны.
– Наша бригада – из локомотивного депо Златоуста. Паровоз приехал из депо Троицка. В Челябинской области первая остановка – Магнитогорск, впереди Карталы, Челябинск и Курган, – рассказал машинист Дмитрий Галкин. – Этот паровоз грузового типа серии Л, 1952 года выпуска. Всё сохранилось в целости и сохранности благодаря поддержке локомотивных бригад. Работает на паровой тяге, всё как положено: уголь, огонь, вода. Машинисты, способные управлять паровозами, пока имеются, проводим обучение.
В составе бригады шестеро человек – три машиниста паровоза и три помощника машиниста. По словам Дмитрия Галкина, такие паровозы курсировали по стране до начала 80-х годов. Сам он трудится на железной дороге 18 лет, но на «паровозника» выучился только три года назад. Говорит, паровую тягу нужно любить душой:
– Это всё настоящее, это дань уважения нашим отцам и дедам, это наша история.
Перед началом праздничного концерта с приветственным словом к зрителям обратились заместитель главного инженера ЮУЖД по Челябинскому региону Сергей Климонтов, глава администрации Ленинского района Магнитогорска Елена Скарлыгина и председатель Магнитогорского городского совета ветеранов Александр Макаров.
– 80 лет назад закончилась одна из самых кровопролитных войн в истории человечества. Сегодня гудок паровоза возвращает нас назад, в май 1945 года, когда страна встречала своих победителей. Многие из нас сейчас гораздо старше тех, кто тогда возвращался домой, – отметил Сергей Климонтов. – В каждой семье есть те, о ком нужно вспомнить, кому сказать спасибо за подвиг. Эта память объединяет нас уже на протяжении 80-ти лет. Гордимся и подвигом железнодорожников, которые наряду с бойцами Красной Армии приближали Победу!
Александр Макаров напомнил горожанам, что 34 тысячи магнитогорцев ушли на фронт. Не вернулись с полей Великой Отечественной
14 тысяч, их имена выгравированы на мемориальных плитах у монумента «Тыл – фронту».
Ведущие праздника говорили о роли железных дорог в приближении Великой Победы.
С первых дней войны Южно-Уральская железная дорога стала связующим звеном между тылом и фронтом.
На запад шли войска, военная техника и боеприпасы, на восток – эвакуированные люди и оборудование. Более 600 предприятий было эвакуировано в годы войны в Уральский регион. За годы войны железнодорожники-южноуральцы отправили на фронт восемь бронепоездов, четыре поезда-бани и десятки санитарных поездов. В начале 1942 года вышел приказ о формировании на Южно-Уральской железной дороге железнодорожных соединений, которые спасали эшелоны с ранеными, поднимали сошедшие с рельсов вагоны, тушили пожары в поездах, восстанавливали пути, доставляли на фронт людей и боеприпасы.
После официальных поздравлений магнитогорцев порадовали выступлениями фолк-модерн группа «Иван-да-Марья», солисты Челябинской филармонии Яна и Николай Игнатьевы. Прозвучали «Смуглянка», «Журавли», «Тучи в голубом», «Катюша», «Майский вальс» и другие любимые советские песни и современные патриотические композиции. Финальным аккордом стала песня «День Победы», под которую в небо выпустили голубей в память о героях Великой Отечественной войны. По данным пресс-службы ЮУЖД, акцию «Поезд Победы» посетили более пяти тысяч магнитогорцев.
Справка «ММ»
Традиция запускать поезда Победы на паровой тяге появилась на Южно-Уральской железной дороге в 2018 году. Жители города трудовой доблести, ветераны каждый год собираются на перроне, чтобы встретить легендарный паровоз «лебедянка» – по фамилии советского инженера-локомотивостроителя Льва Лебедянского, под руководством и с участием которого создавались паровозы серии Л. В 2025 году акция «Поезд Победы» проходит в преддверии праздника в восьми городах Челябинской, Оренбургской и Курганской областей.