Открывая встречу, Сергей Бердников признался, что, с одной стороны, перед коллективом градообразующего предприятия говорить о сделанном легче – ведь практически во всех свершениях есть участие комбината. С другой, сложнее: инженеры подходят к вопросам глубоко – значит, им рассказывать нужно в деталях.
Уж точно это касается задач по охране окружающей среды. Цели, поставленные пять лет назад председателем совета директоров ПАО «ММК» Виктором Рашниковым, продолжают активно реализовываться. Комбинат проводит глобальную экологическую программу. Главный проект – строительство новой коксовой батареи. С её пуском будут остановлены сразу четыре устаревших.
– Самым мощным проектом городского вложения в экологию является рекультивация свалки, ежегодно выделяющей в атмосферу 16 тысяч тонн вредных веществ, – говорит Сергей Николаевич. – В прошлом году в строй введён полигон, который собирает отходы не только Магнитогорска, но и всего южного кластера области. Сортировка мусора, максимально возможная его переработка и грамотная утилизация того, что не может быть использовано повторно. Утилизация производится по современным технологиям улавливания и фильтрации, исключающим попадание вредных веществ как в атмосферу, так и в почву и воду.
В этом году должна завершиться рекультивация и самой свалки, существующей столько же лет, сколько живёт Магнитогорск.
– Это было просто место накопления мусора, куда десятки лет свозили отходы, – рассказывает глава горда. – Огромная куча прессовалась, гнила, выделяла вредные газы, которые ещё и горели внутри, как торф. Жители ближайших посёлков жаловались на гарь, дым… Единственный способ устранить горение – обложить место глиной, исключив доступ кислорода. В этом году проблема будет решена.
Другой экологический аспект – выбросы транспорта.
В Магнитогорске число автомобилей на сто тысяч населения больше, чем в Кургане, Челябинске и даже Екатеринбурге и Перми.
И если на личный автопарк горожан руководство города воздействия не имеет, то общественный транспорт строго ориентирован на экологическую безопасность.
– Основным видом транспорта остаётся трамвай, и фактически весь состав, выходящий на маршруты, обновлён, – отчитался Сергей Бердников. – Из 150 оперативных вагонов 125 новые, но нам нужен и оборотный состав – трамваев 30, пока основные вагоны стоят на ТО, ремонтируются… Масштабное обновление состава мы завершили, будем лишь ежегодно докупать по пять–шесть новых, чтобы, во-первых, обеспечить заменяемость, а во-вторых, постепенно модернизироваться, ведь ежегодно трамваи обновляются, становятся комфортнее.
Электронные табло на остановках, яндекс-карты, показывающие в режиме онлайн место нахождения вагонов всех маршрутов, и прочие новшества должные облегчить «общение» горожан с общественным транспортом, своевременность подачи которого порой подвергается критике горожан.
– Поверьте, и обслуживающий персонал осматривает трамвай вовремя, и водитель выводит его на маршрут минута в минуту, – говорит Сергей Бердников. – Но на маршруте случаются аварии, причём в 99 процентах случаев в ДТП виноват водитель авто. А встал один вагон – за ним остановились остальные. Уж не говорю о случаях, когда кто-то дебоширит в вагоне и приходится останавливаться, чтобы дождаться наряда полиции.
Автобусное движение, возобновлённое в Магнитогорске, также практически не вредит экологии, поскольку новые автобусы работают на газу, а с будущего года в Магнитогорске обещают пустить ещё и электробусы – губернатор уже одобрил это решение.
Ремонт дорог тоже имеет отношение к экологии, уменьшая число торможений и подгазовок автомобилей. А строительство новых дорог «уводит» транспорт из центра города, и уже сегодня из Ленинского района на юг города можно попасть, минуя центральные улицы. Расширены и сделаны дороги на улице 50-летия Магнитки и шоссе Западное, в дальнейшем планируется закольцевать их между собой улицей Тевосяна и проспектом Карла Маркса. Продолжится укладка асфальта в посёлках. По словам Сергея Николаевича, сегодня дорожно-транспортная сеть Магнитогорска фактически приведена в порядок, остаются только текущие работы.
Назрела другая проблема: глобального ремонта требуют городские мосты.
– Большое неудобство испытывали горожане, когда делали участок Северного моста по улице 9 Мая, но, увы, по-другому никак, – говорит Сергей Бердников. – Если всё удастся, в этом году снова поставим на паузу Северный переход. Больше всего пострадают работники ККЦ и индустриального парка, но придётся потерпеть. Следом будем работать с Центральным переходом, потом и с Южным. Работа глобальная не только по финансовым вложениям, но и по техническим, организационным возможностям.
Задавая вопросы, работники ММК отметили, что в плане развития города хотели бы видеть его не многоэтажным, а уютным низкоэтажным, во дворах которого все друг друга знают.
– Государство и муниципалитет строят дома лишь для жителей ветхих и аварийных домов, детей-сирот и ещё в рамках нескольких программ, остальное строительство – частное, – объясняет глава. – Городских земель, увы, больше почти нет – немного осталось в 147, 149, 150 микрорайонах... Остальные территории имеют собственников, они, по большей части, и ведут строительство. Да, низкоэтажное, в частности, индивидуальное строительство сегодня в тренде: по статистике, две трети сданного в городе жилья – индивидуальные дома. Но и без многоквартирных домов никуда – во-первых, не все хотят жить в своём доме, а во-вторых, многоэтажки соблюдают один из принципов эффективности города, которому выгодно расти не только вширь, но и ввысь – без дополнительной прокладки труб, коммуникаций, строительства дорог и так далее. Как и на ММК, в городской экономике все вопросы связаны между собой.