- Я ПРОПИСАНА в поселке Коммунальном, что за Казачьей переправой, но уже два года живу у дочери в районе Крытого рынка, - рассказывает читательница "ММ" Ольга Иванченко. - Выходит, по прописке отношусь к поликлинике на левом берегу, да и карточка у меня там.
недавно услышала, что прописка в полисе значения не имеет - можно обратиться в любую поликлинику и тебя там обязаны принять. Только вот примут или нет?
В плену иллюзий
Этот сакраментальный вопрос волнует не только жительницу Магнитки. В начале нынешнего года на экономическом форуме в Красноярске Дмитрий Медведев заметил: "Совершенно очевидно, что государство обязано дать возможность людям самим выбирать поликлинику, больницу, врача. Мы находимся в плену иллюзии, что здравоохранение в нашей стране является бесплатным. Это не так. Для его содержания собирают колоссальные налоги, и каждый человек оплачивает таким образом свое здоровье.
Он отметил, что в России сложилась парадоксальная ситуация - где и как лечить, решают за пациента: "Мы тебя прикрепим к участковому врачу, к районной больнице. Нравится тебе это или не нравится, пойдешь туда. Будешь стоять в очередях - даже если тебе будут хамить, грубить да и плохо лечить".
Только вот ошибочка вышла. Право выбора государство предоставило давным-давно. Согласно статье 30 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" "пациент имеет право на выбор врача, с учетом его согласия, а также на выбор лечебно-профилактического учреждения". Другой вопрос - как его соблюдают на местах. Например, по мнению челябинских депутатов, закон существует лишь на бумаге и на практике не реализуется. Чтобы он заработал, в начале нынешнего года челябинская городская дума даже выпустила местный документ с длинным названием - "Порядок реализации прав пациента по выбору муниципального лечебно-профилактического учреждения при обращении за медицинской помощью".
Так может, магнитогорские депутаты тоже должны выступить с законодательной инициативой? Отнюдь. Прокуратура челябинцам уже высказала протест. Ведь процедура получения медицинской помощи имеет безусловный характер. Нет смысла множить местные законы, если есть федеральный. Просто нужно уметь им пользоваться.
По закону или по приказу?
Мы обратились в страховую медицинскую компанию "Астра-Металл", которая занимается обязательным и добровольным медицинским страхованием в Челябинской области, а также защищает права застрахованных. Заместитель директора по медицинским вопросам Надежда Лисьева уверена, что федеральные законы в здравоохранении работают. Однако существует приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 584 от 4 августа 2007 года "О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу", согласно которому организация обслуживания населения строится по участковому принципу, т. е. каждое лечебно-профилактическое учреждение имеет свое приписное население.
- Лечебные учреждения должны знать и соблюдать как законы, так и приказы Министерства здравоохранения, - говорит Надежда Петровна. - Но не так уж это просто. В случае с правом пациента на выбор врача и ЛПУ возникают законодательные ножницы: с одной стороны, у поликлиник есть приписное население и обслуживание строится по участковому принципу, с другой - пациент имеет право выбора. Поэтому врачам приходится действовать гибко.
Ответственное решение
В случае с Ольгой Иванченко все просто - она имеет право получать медицинскую помощь по месту жительства, а не по прописке. Механизм таков: сначала нужно открепиться от прежней поликлиники и получить на руки медицинскую карту. Затем прикрепиться в новой поликлинике - написать заявление на имя главного врача, предоставить паспорт, полис, амбулаторную карту.
Однако существует и другой вариант - когда прописка и место жительства совпадают, но пациент хочет наблюдаться в поликлинике другого района.
- Пациент имеет право выбора, но с оговоркой - при условии согласия врача, - объясняет Надежда Лисьева. - Врач имеет право обоснованно отказать пациенту. Почему? Например, у пациента имеется букет хронических заболеваний, а он наблюдается в поликлинике, которую сам выбрал, - на другом конце города. И вот он заболел, вызывает врача на дом - а участковый к нему, естественно, придет из поликлиники по месту жительства. И карточка у него будет новая, без сведений о его болезнях, без заключений узких специалистов, данных стационарного лечения, результатов раннее проведенных обследований. Врач может поставить неправильный диагноз, что повлияет на исход заболевания. Последствия могут быть серьезными. Особенно я бы не рекомендовала наблюдаться "не по месту жительства" пожилым, людям с хроническими заболеваниями, детям. Право пациента на выбор - это палка о двух концах. Даже если лечащий врач "чужой" поликлиники согласен вас принять, нужно с ответственностью подходить к этому, ведь речь идет о самом важном - здоровье.
У вас есть право получить медицинскую помощь на всей территории России, предъявив свой страховой медицинский полис. Страховая компания оплатит ваше лечение. Поэтому, уезжая в отпуск в другой город, обязательно возьмите полис с собой.
Сегодня страховой медицинский полис - такой же важный документ, как паспорт. Если вы поменяли фамилию, место жительства, работу либо просто потеряли свой полис - вам необходимо обратиться в страховую медицинскую компанию. В остальных случаях замена полиса не нужна.
Для получения консультации узких специалистов, которых нет в вашей поликлинике, нужно взять у лечащего врача направление на консультацию в поликлинику, где необходимый специалист имеется.
Если по каким-либо причинам вы не желаете лечиться у своего участкового или лечащего врача в своей поликлинике, то для решения данной проблемы надо обратиться к заведующему, заместителю главного врача по поликлинике или главному врачу. Решение этого вопроса находится в компетенции руководства ЛПУ. Объясните, чем вас не устраивает ваш доктор, согласуйте с руководством, у какого врача вам наблюдаться и лечиться дальше. Но все-таки на дом по вызову к вам будет приходить врач вашего участка.
В страховой медицинской компании "Астра-Металл" существует единая диспетчерская служба (тел. 8-800-200-00-71, звонок бесплатный). В месяц поступает больше трехсот звонков. Специалисты грамотно отвечают на вопросы и дают рекомендации.