Рост мощностей по производству стали в Азии и на Ближнем Востоке затруднит переориентацию экспорта российских металлургов из Европы на восток. Об этом говорится в последнем варианте стратегии развития металлургической промышленности России до 2030 года, с которым ознакомился РБК.
Напомним, что предложения по подготовке обновлённой стратегии развития отрасли до 2030 года впервые представил заместитель председателя правительства – министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на совещании по вопросам развития металлургического комплекса, которое первого августа в режиме видеоконференции провёл Президент России Владимир Путин. Именно глава государства поручил разработать такой документ – на апрельском совещании по вопросам развития металлургической отрасли.
Мировые мощности по выплавке стали в 2021 году выросли на 1,3 процента, до 2,49 миллиарда тонн, сообщает РБК. Основная часть прироста (80 процентов) пришлась на Азию и Ближний Восток – 16,4 миллиона и 9,9 миллиона тонн соответственно. Уровень загрузки всех заводов в мире составлял около 81 процента. Избыток мировых мощностей по производству стали будет одним из сдерживающих факторов для развития российской металлургии, признаёт Минэкономразвития в прогнозе социально-экономического развития России на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов, который был опубликован в прошлую среду, 28 сентября.
Авторы стратегии развития металлургической промышленности РФ предлагают создать условия для расширения российского экспорта стали в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и СНГ. Турция, государства Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии также являются альтернативными западному направлению, считают в Министерстве промышленности и торговли.
Агентство Прайм сообщает, что Минпромторг России доработал стратегию развития металлургической промышленности в РФ на период до 2030 года и уже направил документ на повторное согласование в ведомства. Об этом сообщил журналистам статс-секретарь – замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
«Мы доработали стратегию развития металлургической отрасли с учётом замечаний и предложений, которые поступили от коллег. Сейчас снова направили её на повторное согласование во все заинтересованные ведомства. Если будут ещё какие-то дополнительные предложения и замечания, ещё раз посмотрим. Но я считаю, сейчас получился очень хороший документ», – отметил Виктор Евтухов.
«В нём есть аналитика и по сырьевой базе, и по производству, и по тому, какие тренды сейчас в мире будут преобладать, прежде всего, с точки зрения изменения объёмов рынка металлургической продукции в разных странах… Нам важно понимать, какие основные рынки сбыта будут для нас ключевыми в перспективе, за счёт чего и как будет формироваться внутренний рынок и экспортные направления. Стратегия даёт максимально возможные на сегодня ответы на эти вопросы», – добавил замминистра.
По словам Виктора Евтухова, из значимого, что нашло отражение в стратегии – договорённость Минпромторга с Минфином определить «отсечку» цены сляба, ниже которой акциз на жидкую сталь не будет уплачиваться. Это позволит компаниям не платить акциз при отрицательной рентабельности, сохранив возможность обеспечения устойчивых поступлений в федеральный бюджет при благоприятной ценовой конъюнктуре на металлопродукцию.
«Полностью отменять акциз на жидкую сталь признали нецелесообразным, но при этом поднимем «отсечку» по цене, при которой в текущих условиях ставка будет нулевой», – заявил ещё в середине августа в интервью Интерфаксу вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров.
В целом, основные цели и задачи стратегии развития металлургической промышленности в РФ до 2030 года определены, понимание по ресурсам и основным мерам, за счёт чего они должны быть достигнуты, есть, подытожил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. Как ранее он сообщал в интервью РИА «Новости», стратегию развития металлургической промышленности в РФ до 2030 года планируется утвердить в октябре. После этого будет разработан план по её реализации с конкретными мероприятиями.