Его установление относится ко временам апостолов. Древнее название праздника - "Епифания" - явление, или "Теофания" - Богоявление, также его называли "праздник Светов", ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет.
Праздник установлен в память Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви.
В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине второго века и праздновался вместе с Рождеством. В четвертом веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - шестое января.
В день Богоявления, как и в Крещенский сочельник, в храмах совершается чин великого освящения воды. В этот день постятся до освящения воды. Обряд водоосвящения - "великого освящения воды на Иордане" в сельской местности обычно совершается в естественных водоемах, а в городских условиях - в храмах и близлежащих водоемах. Эта традиция сложилась еще в первые века христианства. Ночью идут Крестным ходом к специально подготовленной проруби и, молясь, трижды окунаются: "Во имя Отца, Сына и Святаго Духа". На здравое житье-бытье, на избавление от немочей, для укрепления духа. Вода, освященная в праздник Богоявления, считается святыней: ее хранят на протяжении всего года, окропляют ей различные предметы, принимают в случае болезни и дают пить тем, кто по каким-либо причинам не может быть допущен к таинству Евхаристии. Воду пьют понемногу, утром натощак. Ею освящают дома и помещения для работы, чтобы призвать благодать Божью в помощь людям.
В крещенские дни верующие должны поделиться святой водой со своими близкими и родными. Это должно принести людям радость и поддержать их в испытаниях.