Ночную пасхальную службу в кафедральном соборе Вознесения Христова проводит епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима, представший перед верующими с помощниками и послушниками в праздничных жемчужных одеяниях – такова традиция: светлые одеяния в честь светлого праздника.
Прошлый год пасхальная ночная служба была куда скромнее, и всему виной пандемия – священники сами обращались к пастве своей не посещать храмы во избежание распространения коронавируса, молиться дома.
– Всё равно много людей было, но не как сейчас, конечно! – шепчет доверительно бабулечка в одноразовой медицинской маске.
Желающих встретить главный церковный праздник в главном храме города действительно очень много, люди, осеняя себя крестом при входе, осматриваются в поиске свободного местечка.
– Глава города приехал! – замечает кто-то, наблюдая, как Сергей Бердников и его заместители в масках замирают в ожидании начала богослужения.
Красивая ночная служба заканчивается, священники отправляются переодеваться – в следующий раз, согласно традиции, к собравшимся верующим они выйдут в торжественных красных одеяниях.
– Праздник праздников и торжество из торжеств, Светлое Христово Воскресение отмечает сегодня православная церковь, – обращается епископ Зосима к собравшимся в храме Вознесения Господня верующим. – Евангелист Иоанн Богослов пишет: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную». И сию жизнь вечную мы обретаем Воскресением Христовым. Прославляя Господа, будем исполнять его заветы, проводить жизнь в соединении с ним, в трудах и молитвах во благо его. Стараться жизнью своей угодить Богу добрыми делами.
Впереди крестный ход. С церковными стягами и иконами священнослужители, а за ними прихожане выходят из дверей храма, под торжественный колокольный звон спускаются по боковой лестнице и становятся вокруг служителя храма, в руках которого водосвятная чаша. Епископ Зосима промакивает в чаше специальную кисть – кропило – и, щедро разбрызгивая капли на прихожан, зычным голосом возвещает: «Христо-о-о-ос воскресе!» – «Вои-и-и-истину воскресе!» – хором отвечает паства, жмурясь от падающих на неё разлетающихся капель.
Пока крестный ход пустился в путь, в опустевший храм робко входят молодые люди: а куда свечку за здоровье можно поставить? – тихонько спрашивают у бабушки-смотрительницы, убирающей свечные огарки с кандила – большого подсвечника перед лампадой.
– Святому Пантелеймону обычно ставят, милая, а вообще любому можно, кто к душе твоей ближе, да Богоматери и самому Спасителю, – отвечает мягко, без строгой нравоучительности в голосе. – Да поближе к лампадке ставить старайся, чтобы те, кто потом будет место для свечи на кандиле искать, об твою свечку руку не обжёг.
Крестный ход меж тем заканчивается, священники торопливо входят в храм – черёд снова наполнить водосвятную чашу – у храма сбираются прихожане, желающие прикоснуться к благословению. Снова взлетает кропило в руках епископа Зосимы, последние капли летят в толпу прямо из чаши – под от неожиданности дружное: «Ах!» Обращаю внимание на молодую семью: жена в платочке, муж с окладистой бородой, дочка лет восьми и грудной малыш нескольких месяцев от роду. Вода попадает на мальчишку, который тут же начинает кукситься. Отец, удерживая сына одной рукой, второй тут же осеняет его крестом, тихо произнося: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. А служитель храма тем временем, приняв от священника водосвятную чашу, вновь торопливо отправляется за новой порцией святой воды.
Черёд освящать традиционные пасхальные блюда, в изобилии приготовленные и выставленные на парапете перед храмом.
Кто-то не стал мудрствовать лукаво и принёс несколько десятков крашеных яиц прямо в незамысловатой кастрюльке. Другие постарались: яйца красиво расписаны и уложены в корзиночки вокруг пышных ярких куличей, политых сахарной глазурью. Многие расстарались – своими руками сделали небольшие медальончики со всем известной церковной аббревиатурой «ХВ». Были даже те, кто своими руками изготовил настоящую творожную пасху. Хозяева корзиночек расступаются перед священником, щедро разбрызгивающим воду на яства.
– Всё, подъезжай, можно к внучкам ехать! – как только отошёл священник, говорит в смартфон женщина мужу, деловито заворачивая в пакет корзинку с пасхальными блюдами. И, заметив мой взгляд, улыбается: – Двойняшки у дочки, три года назад как раз на Пасху родились – раньше времени, да слабенькие, в кювезах неделю лежали. Уж так молились мы, пока их выхаживали в больнице! Бог смилостивился, здоровенькие теперь растут, а я навсегда к церкви пристрастилась. Покой тут ощущаю и благость.
– Мам, я кушать хочу, – жалобно куксит губёшки малышка лет трёх в тёплом розовом комбинезоне, который, кажется, не спасает от сильного холодного ветра.
– Сейчас, деточка, – молодая женщина торопливо очищает яйцо, скорлупа которого ещё мокрая после освящения, потом, отломив ломоть от кулича, подаёт дочке пасхальный набор. – Господи, благослови.
После церковных обрядов на специально выстроенной к празднику сцене начинается концертно-развлекательная программа, подготовленная фольклорными коллективами Дома дружбы народов и центром «Славяне».