Зрелище довольно редкое для нашего города: в предпраздничную субботу на стоянке за "Ареной-Металлург" выстроилась старинная техника.
Такую теперь можно увидеть только в любимых советских кинофильмах: легендарный "ЗИС-5", боевой мотоцикл "М-72"… Самая пожилая четырехколесная "дама" - легковушка "Победа" - появилась на свет аж 56 лет назад, однако именно она раньше других прибежала на старт автопробега.
Владелец "Победы" почтенный Виктор Храменков первым из участников заявил о намерении вывести в свет свою "старушку". Затем в союз молодых металлургов, затеявший под эгидой "Единой России" пробег уникальных авто, последовали звонки от ценителей ретро - обладателей "Волги" ГАЗ-21, "Москвича-407", ВАЗа модели 2101. Все одиннадцать автомобилей прибыли на старт своим ходом и без опозданий.
Магнитка еще просыпается, а рядом с авто уже стоят их хозяева, под внешним спокойствием скрывая заслуженную гордость за свои машины. Им есть чем гордиться: многие автомобили, невзирая на возраст, продолжают трудиться, а основательность и запас прочности, с какими в советские времена строили, вызывает восхищение у подтягивающихся к стоянке зевак с фотокамерами. Под их прицел попадают "георгиевские ленты" на антеннах и зеркалах заднего вида - еще один штрих к портрету праздника. Быстрая перекличка собравшихся, и самой молодой из всех машин оказывается сорокалетняя "копейка", пригнанная за два дня до пробега из Тольятти. Но и ее раритетность под сомнение никто не ставит: "Жигулей" старше по возрасту просто нет в природе.
По словам председателя молодежной организации комбината, депутата городского Собрания Егора Кожаева, идея пробега в честь Дня Победы родилась спонтанно: вспомнили, что нет-нет да встретишь на улицах города образцы старомодной элегантности. А в канун годовщины Великой Победы зрелищным и в то же время душевным мероприятием стал бы ретропробег. Идею металлургов поддержали в Госавтоинспекции, выделив наряд из двух служебных машин для сопровождения колонны.
- Спасибо, что сумели сохранить автомобили, которые заставляют уважать наших отцов и дедов, наше прошлое, - благодарит Кожаев участников и вручает им грамоты и памятные сувениры.
Каждому из награждаемых здесь есть что вспомнить, что показать и о чем поведать. Вот стоит "улыбающаяся" хромированными деталями легковушка ГАЗ-М-20 "Победа". На вид - словно из автосалона только что выехала или сошла с постамента памятника своему героическому прошлому. Сергей Ростов, ее хозяин, рассказывает, что в обычные дни машина действительно простаивает в гараже. И лишь по особым случаям его любимица 1955 года выпуска выходит "на публику". Пробег - второй такой случай за долгие годы, первым поводом послужил день рождения друга.
- Это наша семейная реликвия, - делится Ростов. - Досталась она от отца, в течение четырех лет восстанавливали машину. Под ее капотом стучит родное "сердце", то есть мотор оригинальный, только доведенный до ума. Из существенных изменений разве что краска: сменили с кофейного цвета на благородный "баклажан". Почему решили не продавать? И я, и мой сын выросли с "Победой".
В желании сохранить память не останавливает водителя ни дороговизна содержания, ни тяжесть эксплуатации агрегата, управление которым на дороге Сергей сравнивает с управлением бронетранспортером. Потому полувековая "Победа" продолжает побеждать время и пространство. В колонне, собравшей три М-20, она занимает место в начале, а за ее бортом развевается красное полотнище.
Замыкает необычный караван мотоцикл М-72. В нем привлекает все: защитный цвет рамы, не затертые сколы, будто мотоцикл пять минут назад вышел из боя, люлька с пулеметным креплением и даже пассажиры с водителем, одетые в стилизованные гимнастерки и мундиры.
- Мотор и трансмиссию перебрал капитально, а вот внешний вид сохранил. Не люблю глянец, - по-мальчишечьи искрясь глазами, признается хозяин Владимир Сергин. - Этот мотоцикл раньше представлял собой три мешка запчастей. Восстанавливая его, пришлось изощряться: прикрепить старое крыло на дополнительные тяги, изготовить глушитель из водопроводной трубы….
По мнению старшего инструктора по вождению пожарной машины Сергина, увлечение техникой, помимо знаний механики, имеет еще и воспитательный эффект. Недаром в пробеге его компаньоны - сыновья Саша и Дима семнадцати и девяти лет. Интерес к исторической реконструкции проявляет и младшая дочка Катя.
В том, что внимание к раритетам не знает границ, их владельцы убедились, едва выехав на проспект Ленина в сторону вокзала: прохожие останавливаются, завидев вереницу, а водители рядовых авто приветственно сигналят.
Во главе колонны автомобилей движется угловатый, неказистый на вид грузовик, окрашенный в "зеленку". Это знаменитый "ЗИС-5", по-фронтовому просто "зисок", ставший одной из легенд великой войны наряду с "катюшей". В местном отделении ДОСААФ, откуда он родом, его еще величают ломовой лошадью Красной Армии. Чем он только ни занимался: пушки противотанковые таскал на прицепе, мотался за боеприпасами, с передовой отвозил раненых в госпиталь. Сегодня на его борту тоже важный груз - телевизионщики, снимающие кадры первого ретропробега.
Маршрут движения колонны получился знаковым - он занимает почти 45 минут. С вокзала караван поворачивает на проспект Карла Маркса, затем на улицу Труда и вновь на Ленина - к скверу имени И. Ромазана, где на прилегающем к нему открытом стадионе школы № 28 разворачивается большой праздник для жителей 133-го микрорайона и, в первую очередь, для ветеранов войны. Звук сирены и клаксонов сначала сменяет минута молчания, а затем концертная программа, подготовленная коллективами центра образования "ЭГО".
Еще раз звучат поздравления с годовщиной окончания кровопролитной войны - от депутата по округу Егора Кожаева, заместителя главы правобережной администрации Сергея Шеметова, председателя коллектива ТОС Григория Белоцерковского. Только адресуют они слова благодарности уже тем, кто на полях сражений и в рабочих цехах ковал ту самую победу, давшую имя автомобилю-легенде.
- Русь победить невозможно! С этой верой мы шли в бой и били врага. Я надеюсь на вас, молодежь, что вам удастся сохранить эту веру, - напутствует "наследников" полковник в отставке, участник Сталинградской битвы Иван Петрович Коваленко.
Раздается салют, а затем взрослых увлекают песни под гармонь, детвору - веселые старты и представление клуба кинологов. Ветераны за "фронтовыми" ста граммами и полевой гречневой кашей ведут беседы о прошлом, молодежь же проводит зарницу и конкурсы рисунков на асфальте. В изображениях подростков - семья, дом, сады… Будущее, выведенное яркими мелками и, несомненно, мирное.