Пока самолет американского президента Барака Обамы на всех парах летел к Москве, вдогонку ему из-за океана неслась другая новость.
В возрасте 93 лет скончался бывший министр обороны США Роберт Макнамара, непосредственный участник пиковых событий эпохи холодной войны - Карибского кризиса и войны во Вьетнаме. Конечно, это совпадение, но первый российско-американский саммит недавно избранных президентов призван был преодолеть наследие прошлого. Кстати сказать, действующий последние месяцы договор об ограничении стратегических вооружений, которому срочно требуется замена, можно отнести к доисторическим: США подписывали его еще не с Россией, а с Советским Союзом.
Любопытно, что и первый визит Обамы в Россию, который он как сенатор совершил четыре года назад, был напрямую связан с темой разоружения. Но те визиты в Москву и Пермь с нынешним рядом не поставить - ни по уровню ажиотажа, ни по принятым мерам безопасности. Ленинский и Кутузовский проспекты, Киевское и Рублевское шоссе - на всем пути следования американского президента эвакуаторы потрудились на славу. Дороги в центре столицы были полностью очищены от транспорта, и Обама не узнал, что такое знаменитые московские пробки. Они в тот день кое-где переместились под землю. На расположенной в шаге от Кремля станции метро "Охотный Ряд" толчея возникла от того, что закрыли расположенный по соседству одноименный торговый центр. Народ недоумевал: неужели высокий гость спустится сюда за сувенирами? Но излишняя осторожность, как показала практика, никогда не помешает. На исходе второго дня визита милиция задержала человека, который под видом нигерийского дипломата желал проникнуть в отель, где жил с семьей американский президент.
В Москву Барак Обама прилетел с супругой Мишель и двумя дочками - 11-летней Мали и 7-летней Наташей. В русском имени младшенькой не меньше усматривали добрый знак, чем в миролюбивых заявлениях высокого гостя перед началом переговоров. Утверждают, что имя ребенку дано в честь жены Пушкина - Натальи Гончаровой, хотя в семье девочку зовут Сашей - видимо, уже в память о самом Александре Сергеевиче. Отсюда и надежды: разве может президент, так своеобразно увековечивший имя России, относиться к ней плохо?
От стран с богатым опытом противостояния и разными взглядами на мироустройство трудно ожидать прорыва в отношениях. Каждому, конечно, хочется, чтобы партнер по переговорам согласился на твои условия, но так не бывает. Потому подписанные документы - в основном декларации о намерениях. Стороны до последнего дня согласовывали количество ракет-носителей и боезарядов к ним для нового договора, но так и не пришли к единому мнению.
В документе с длинным названием "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений" разброс цифр уж очень велик. Россия выражала готовность оставить 500 носителей, американцы желают оставить у себя 1100 - примерно такие запасы у них имеются в данный момент. Пока вышли из положения следующим образом: дали поручение экспертам - авось они к декабрю до чего-нибудь договорятся.
По системе противоракетной обороны, которую американцы желают развернуть в Польше и Чехии, прогресс также минимальный. Россию не убаюкивают многолетние заверения в том, что ПРО - не против нас. Правда, заокеанские гости признали в этот раз: и оборонительное оружие может стать наступательным. Российская сторона подобную откровенность оценила и поставила себе маленький плюсик. Окончательно с судьбой этого проекта Обама обещал определиться к концу лета, когда закончит ревизию наследия Джорджа Буша.
Пока же оставалось внимательно прислушиваться к словам, которые из уст американского лидера звучали непривычно. Слова о несовершенстве заокеанской системы прежде публично не звучали. "Прошли те дни, когда империи относились к другим странами как к фигурам на шахматной доске, - рассуждал Барак Обама. - Порядок, который стремился возвысить одну страну, - устарел, поэтому я объявил "перезагрузку". "До этого мы слышали только одно: все решения приняты, они вас не касаются, но они вам не угрожают", - удовлетворенно заметил по этому поводу Дмитрий Медведев.
Позитивный настрой двух лидеров очаровал даже переводчицу. "Я считаю, что президент Обама - человек очень искренний, правдивый и глубокий. Он глубоко вникает в интересы российского народа и понимает интересы американского народа", - так на пресс-конференции звучали в русском варианте слова Обамы - к изумлению журналистов и российского президента. Но, конечно, Обама, говорил не про себя, а про то, что президент Медведев такой "искренний, правдивый и глубокий".
После знакомства с российским премьер-министром, которое состоялось на следующий день, президент США подкорректировал недавние высказывания. До приезда в Москву он представлял Путина человеком, стоящим "одной ногой на старом пути развития, а другой - на новом". Теперь - ничего подобного. Газета "Вашингтон пост" сообщила, что после встречи с Путиным Обама "твердо убедился в том, что российский премьер - человек сегодняшнего дня и что его взгляд устремлен в будущее".
Отчего же ему не быть довольным московскими встречами, если здесь США преподнесли щедрый подарок. 133 миллиона долларов в год сэкономят американцы на доставке личного состава и военной техники в Афганистан. Соглашение об использовании российского воздушного пространства - единственное, где присутствовала конкретика. Для четырех с половиной тысяч перелетов (в среднем это - 12 в день) откроет Россия коридор после того, как ее специалисты проверят, что на борту самолетов.
Значение этой помощи, вероятно, предстоит оценить через много лет. Истинную цену сделки по продаже Америке Аляски тоже не сразу осознали. 7,2 миллиона долларов, которые выручила Россия в 1867 году, считались огромной суммой, пока на полуострове не нашли огромные запасы золота. "Вы заключили с нами отличную сделку по Аляске. Спасибо вам", - поблагодарил почти через 150 лет Барак Обама.
Невозможного два современных лидера России и США не совершили. Одна из россиянок искренне верила, что они договорятся о возвращении прежнего валютного курса - шесть рублей за доллар. Хотя еще бы лучше, как в советские времена - 63 копейки.
Впрочем, у обеих стран и без того непочатый край работы. И этот визит, надо полагать, не последний. Программа нынешнего, до краев заполненного различными встречами, оборвалась внезапно. Во время общения с российскими политиками Барак Обама развернул записку, полученную от дочерей, и вслух прочитал: "Папа, мы очень хотим кушать!"
Противиться детскому желанию никто не посмел.
Около сотни руководителей крупнейших российских и американских компаний, и среди них председатель совета директоров ОАО "ММК" Виктор Рашников, получили личные приглашения на встречу с Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой.
Саммит большого бизнеса - одно из многочисленных мероприятий, которыми был так насыщен второй день визита президента США в Россию. В столичном Манеже, куда главы государств прибыли уже под вечер, речь шла об экономике. Участники встречи признали: уровень деловых контактов слишком мал. Их развитию должна содействовать комиссия по экономическому сотрудничеству под председательством министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной и министра торговли США Гэри Локка.
По мнению Барака Обамы, если бы Россия и США работали вместе, то это ускорило бы развитие таких отраслей, как сельское хозяйство, космос, транспорт, телекоммуникации. "Холодное дыхание сложностей, которые были между нашими государствами, не остудило желания бизнесменов сотрудничать", - заявил Дмитрий Медведев.
Основные темы российско-американского делового саммита - развитие товарооборота и увеличение взаимных инвестиций, вопросы вступления России во Всемирную торговую организацию, сотрудничество в области технологий, повышения энергоэффективности. Все эти вопросы актуальны и для ОАО "ММК", одной из крупнейших в стране и мире сталелитейных корпораций. За последнее десятилетие ММК осуществил масштабную программу технического перевооружения, благодаря чему сегодня Магнитка конкурентоспособна на мировых рынках.
Продукция ММК отправляется в десятки стран мира, в том числе и в США. В 2008 году отгрузка металлопродукции комбината на рынки Северной Америки составила три процента в структуре экспортных продаж. Руководство ММК всерьез рассматривало возможности крупных инвестиций на американском рынке. По мнению Виктора Рашникова, нормализация отношений между двумя самыми могущественными державами мира, потепление делового климата создадут дополнительные возможности для развития бизнеса двух стран.