Жители многоквартирных домов и управляющие компании должны предоставить возможность конкретной организации, в зависимости от адреса, обслуживать газовое оборудование. Раньше газораспределительные организации обслуживали только сети – жёлтые газовые трубы на фасаде домов. Внутриквартирным же и внутридомовым оборудованием занимались другие компании. А теперь и оборудование, и сети оказались в ведении ГРО.
Первого сентября 2023 года вступили в силу поправки в федеральный закон о газоснабжении, Жилищный кодекс и правила пользования газом. Если коротко, причиной нововведений стала необходимость повышения безопасности пользования внутридомовым (ВДГО) и внутриквартирным (ВКГО) газовым оборудованием.
До поправок любая компания, получив лицензию, могла производить техобслуживание газовых плит. Однако выяснилось, что многие из них не обладают, например, диспетчерскими службами, чтобы реагировать на тревожные звонки. Конечно, и ещё недочёты нашли. Вот и решили передать эти функции газораспределительным организациям. Проще говоря: кто газовую трубу на улице содержит, тот и занимается проверкой плит в квартирах.
В Магнитогорске за плитами следили АО «Газпром газораспределение Челябинск» и ООО «Плазма». С первого дня осени эта приятная обязанность легла на плечи МУП «Магнитогорские газовые сети» и ООО «Магнитогорскгазстрой» – хотя, возможно, участников рынка окажется даже больше, но пока официально назывались только они.
Магнитогорцы стали узнавать о сентябрьских федеральных нововведениях благодаря sms-рассылке «Газпрома» о расторжении в одностороннем порядке договоров на ВКГО. Доля этой компании на рынке города оценивается в 85 процентов.
Поскольку у людей возникло много вопросов, а чётких ответов никто не давал, в городской администрации собрали пресс-конференцию с представителями Магнитогорских газовых сетей (МГС). Муниципальное унитарное предприятие обслуживает газовые трубы 1416-ти многоквартирных домов. Соответственно, жильцы (но не арендаторы, а собственники!) и управляющие компании этих домов обязаны заключить с МГС договоры на обслуживание ВКГО и ВДГО. Отметим, что представителей других ГРО на пресс-конференцию то ли не позвали, то ли те сами пока не готовы к общению.
Начальник службы ВДГО МУП «Магнитогорские газовые сети» Александр Сергеев напомнил СМИ о поправках в закон–кодекс–правила и сроках, когда управляющие компании, собственники и газораспределительные организации должны прийти к «любви и согласию». Но главное, подтвердить это соответствующими договорами. А его коллега, начальник производственно-технического отдела Юлия Литягина, ответила на возникшие вопросы.
Она сразу заявила, что один многоквартирный дом не могут обслуживать несколько ГРО. И более того, никакого выбора между организациями ни у собственников, ни у управляющих компаний или правлений ТСЖ быть не может:
– Идёт чёткое разграничение по домам. У нас есть эти схемы, сформированы списки. В ближайшем будущем мы разместим их у себя на сайте. И также другие ГРО должны разместить такую же информацию.
АО «Газпром газораспределение Челябинск» не имеет права передать МУП «Магнитогорские газовые сети» персональные данные своих клиентов. Поэтому клиентам придётся перезаключать договоры или при посещении офиса МГС на проспекте Ленина, 74, или путём заполнения заявки и отправки по электронной почте (вся информация «что и куда» есть на их сайте – mgs74.ru). Также Юлия Литягина отметила, что консультацию можно получить по телефону 58-07-14. Но ей возразили – дозвониться невозможно. Она объяснила:
– Нам стало поступать очень много звонков после того, как Газпром начал уведомлять о расторжении договоров. Мы ведь не кол-центр, раньше нам не приходилось этим заниматься. Но рассмотрим вариант с подключением дополнительных номеров.
Также МГС пытается наладить взаимодействие с МФЦ, чтобы договоры можно было заключать у них, – наверное, потому что офисное помещение Магнитогорских газовых сетей не рассчитано на скопление большого числа людей. Тем не менее, как заверила начальник ПТО, посещение офиса станет удобным, потому что там компетентно раскроют нюансы процесса, помогут подать заявку.
При заключении договора потребуют предоплату, размер которой рассчитают в зависимости от характеристик плиты.
Однако магнитогорцы возразят, что недавно уже платили прежним компаниям за ежегодное ТО газового оборудования. Если люди хотят вернуть деньги, сказала Юлия Литягина, придётся разбираться самостоятельно. Но мы выяснили, что деньги взяли справедливо: приходил ведь техник, осматривал плиту, газовый кран, смазывал, наносил мыльную пену в поисках утечек, – услуга оказана, за неё и выставили счёт. А возникнут вдруг проблемы с плитой – обращайтесь не в прежнюю компанию, а в ГРО, с которой перезаключите договор.
Конечно же, некоторые не успеют оформить договор до 1 января. Предполагаем, что при уважительной причине ГРО пойдут навстречу. Нерадивому же собственнику, когда организация устанет его уговаривать, выпишут административный штраф в размере от двух до десяти тысяч рублей. В случае злостного незаключения договора и недопуска специалиста в квартиру через суд отключат подачу газа.
– Мы обязаны проверить оборудование. А если утечка? Мы же несём уголовную ответственность! Человек нас не пускает, а мы не знаем, что с оборудованием всё в порядке, вентиляционные каналы не забиты – такое часто бывает. А если несчастный случай, виноваты будем мы, потому что не предприняли все возможные действия для устранения этих нарушений, – резюмировала Юлия Литягина.
Отметим, лучше всё-таки не спешить в офис Магнитогорских газовых сетей, если на 100 процентов не уверены, что жёлтые трубы вашего дома на балансе этого предприятия. Сначала свяжитесь со своей управляющей компанией – как скажут, так и поступите.
По нашим сведениям, некоторые управляйки, чьи дома обслуживала ООО «Плазма», уже выяснили, что теперь надо сотрудничать с ООО «Магнитогорскгазстрой», – и информируют жильцов о необходимости отправиться в их контору.