Открытие мемориальной доски состоялось 22 сентября – четыре года назад в этот день Анатолий Парфирьевич ушёл из жизни, не дожив несколько дней до 84-летия. Памятную табличку установили на здании треста, который Шкарапут возглавлял с 1985 по 2003 год и где прошёл путь от плотника-бетонщика до генерального директора. Почтить память легендарного руководителя пришли родные и близкие, руководство города, ветераны-строители и нынешние работники треста.
– Сегодняшнее событие значимо и символично, – подчеркнул глава города Сергей Бердников. – Важно чтить память людей, внесших большой вклад в развитие города. Трест «Магнитострой», которым руководил Анатолий Парфирьевич, сыграл ключевую роль в строительстве Магнитки, на его счету не только промышленные объекты, но и социальная инфраструктура. В советские времена это была уникальная организация всесоюзного значения. Многие из присутствующих здесь свой трудовой путь начинали в Магнитострое. Выражаю глубокую признательность и благодарность семье Анатолия Парфирьевича. Сегодня отдаём дань уважения его памяти и поздравляем всех причастных к этому событию.
Анатолий Шкарапут, возглавлявший Магнитострой восемнадцать лет – дольше любого из руководителей, – это целая эпоха в истории легендарного треста.
Родился он в семье первостроителей. Был вторым ребёнком из восьми. После седьмого класса поступил в строительный техникум. В 1959 году после службы в армии пришёл в Магнитострой. Начинал в шестом стройуправлении, был и землекопом, и плотником, и кровельщиком. Понимая, что прежних знаний не хватает, поступил в горно-металлургический институт на строительный факультет. Со временем Анатолий Шкарапут возглавил шестое стройуправление, а затем был назначен главным инженером треста. Получив назначение в Южуралстрой, на пять лет переехал в Челябинск, но все эти годы не оставлял надежды вернуться в родную Магнитку. В 1985 году – новое назначение: управляющий трестом «Магнитострой». В это время на ММК началось строительство ККЦ. На месте старых шлаковых отвалов, местами достигавших высоты одиннадцати метров, на отметке минус пять метров начали стройку. В фундаменты цеха было уложено более 670 тысяч кубометров монолитного бетона, установлено 370 тысяч кубометров железобетонных конструкций, смонтировано сто тысяч тонн оборудования. Большое внимание уделялось технике безопасности, благодаря чему за всё время строительства ККЦ не произошло ни одного смертельного случая.
– Анатолий Парфирьевич всегда подчёркивал, что главная «песня» всей его жизни – это кислородно-конвертерный цех ММК, который построил вместе с Иваном Харитоновичем Ромазаном, – отметил председатель МГСД Александр Морозов. – А когда говорили, что у Анатолия Парфирьевича много медалей и званий, он отвечал: «Таких, как я, – тысячи!» Несмотря на многочисленные регалии, он был очень скромным человеком.
Помимо ККЦ, Магнитострой выполнял программу по жилищному строительству, сдавая ежегодно по 170–180 тысяч квадратных метров жилья, семь–восемь детских садов и одну–две школы. И это не считая других объектов соцкульбыта. В 1992 году трест «Магнитострой» на конференции трудового коллектива был преобразован в акционерное общество, а его управляющий Анатолий Шкарапут стал генеральным директором. К этому времени изменилась система взаимосвязей, управления, подчинённости. Заказы больше не спускали сверху, приходилось искать их самостоятельно. В Белорецке Магнитострой осуществил реконструкцию стана «150» на металлургическом комбинате, в Благовещенске построил комплекс по производству полиэфирного волокна, четвёртый энергоблок Белоярской АЭС, завод по уничтожению химического оружия в городе Щучье.
В это же время была проведена коренная реконструкция заводов, входящих в структуру Магнитостроя, пересмотрена номенклатура железобетонных изделий и кирпича, изменились отделочные технологии. Магнитострой стал выпускать плиты для погребов, колодцев, тротуарные плитки, бордюры, комплекты изделий для дома, бани, хозблока. Авторемонтный завод стал не только ремонтировать автомашины, но и производить опалубку. Завод крупнопанельного домостроения освоил выпуск стеновых блоков на линии «Бессер», которые отличались морозостойкостью и прочностью. Внедрение новых технологий, освоение новых видов продукции позволило сохранить потенциал треста, пусть и не в прежнем объёме, рабочие места.
– Папа питал искреннее уважение к людям, с которыми работал,– рассказала дочь Шкарапута Инна Анатольевна. – Работа была его приоритетом. Он был настоящим трудоголиком, не только будни, но и выходные посвящал работе. При этом мы никогда не были обделены его вниманием. Он умел поднять настроение, мастерски рассказывал смешные истории. Люди восхищались им. Его авторитет был непререкаем. Масштаб его личности сложно переоценить. Мы признательны всем, кто хранит добрую память о нём, кто ценит его вклад в развитие города и Магнитостроя.
После короткого митинга памятная доска была открыта. Возложив цветы, участники церемонии ещё долго не расходились, вспоминая легендарного руководителя легендарного треста.
– Вся его трудовая жизнь была связана с трестом «Магнитострой», – отметила вдова А. П. Шкарапута Людмила Сергеевна. – Он устроился сюда в 1959 году, а на заслуженный отдых ушёл в 2004-м. Такая преданность одному предприятию – это большая редкость. Спасибо, что вспоминаете его добрым словом, а эта мемориальная доска будет зримым напоминанием бывшим и будущим работникам треста о том, что был такой человек, всю жизнь отдавший строительству.