О ходе реализации проекта реконструкции международного аэропорта Магнитогорска на большом аппаратном совещании в администрации города рассказал генеральный директор АО "Международный аэропорт Магнитогорск" Евгений Кирсанов.
Любой путешественник, отправляющийся в дорогу из магнитогорского аэропорта, согласится, что воздушные ворота города весьма далеки от совершенства. У каждого перед глазами не раз были примеры аэропортов других городов, в том числе зарубежных, до которых магнитогорскому ещё очень далеко.
Воздушную гавань Магнитки последний раз реконструировали в конце 90-х годов.
Тогда изменения коснулись аэродрома и аэровокзального комплекса. Но объекты аэропорта испытывают колоссальную нагрузку, поэтому имеют ограниченный ресурс по времени эксплуатации - всего тридцать лет.
- Уже в 2006 году стали делать шаги к тому, чтобы заявиться на второй этап реконструкции, - рассказал Евгений Кирсанов. - Было непросто: аэропорт включали в разные федеральные программы, но, как только подходило время для финансирования, по разным причинам происходили задержки. В рамках государственной программы по развитию транспортной системы, утверждённой постановлением Правительства РФ, реконструкция аэропортового комплекса Магнитогорска включена в перечень объектов, которые могут финансироваться лишь в случае выделения дополнительных средств. Включение аэропорта Магнитогорска в федеральную адресную инвестиционную программу - это результат совместной работы. Подключали и Совет Федерации, и администрацию города, и депутатский корпус, и Магнитогорский металлургический комбинат. В итоге удалось вне федеральных программ выбить строку в бюджете. И на сегодня средства получаем - в мае 2019 года Минэкономразвития России утвердило выделение финансирования для аэропорта Магнитки.
Гражданская авиация развивается, на маршруты выходят совершенно иные лайнеры, чем десяток лет назад. Если предыдущая реконструкция предусматривала эксплуатацию таких самолётов, как ТУ-154, ИЛ-8626, то сегодня основной экономический эффект приносят воздушные судна вместимостью не меньше двухсот человек - "Аэробус-321", "Боинг-800, -900". И требуется взлётная полоса, которая будет способна без ограничения интенсивности принимать такие самолёты.
Основная цель реализации инвестиционного проекта по реконструкции аэропортового комплекса Магнитогорска - устранение негативного влияния инфраструктурных ограничений аэропорта на качество авиаобслуживания, обеспечение требуемого уровня безопасности полётов, возможность регулярного приёма и обслуживания современных типов воздушных судов, увеличение объёма авиаперевозок через аэропорт Магнитогорска.
Государственным заказчиком реконструкции аэропортового комплекса выступает Росавиация, заказчиком-застройщиком и получателем бюджетных инвестиций - ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", обеспечивающее реализацию государственных программ в аэропортах федерального значения, к которым отнесён и магнитогорский аэропорт.
В результате проведения конкурсных процедур определён исполнитель проектных и изыскательских работ - компания "Новая авиация" из Санкт-Петербурга. Подрядчик приступил к выполнению работ, сделал выборку грунта, оценил состояние искусственного покрытия. До конца текущего года заказчику будут представлены предпроектные предложения, в том числе по острым вопросам: уточнение границ земельного участка, размещение аварийно-спасательной станции, трансформаторных подстанций, решение по водоотведению, строительству очистных сооружений.
Федеральной адресной инвестиционной программой предусмотрены бюджетные ассигнования в 2019 - 2020 годы на разработку проектной документации, проведение технологического и ценового аудита для модернизации аэропорта, включая реконструкцию аэродромных покрытий перрона, магистральных рулёжных дорожек, светосигнального оборудования, системы электроснабжения, периметрального ограждения. На согласование и экспертизы отводится 2021 год. На 2022-24 годы запланированы строительно-монтажные работы.
Естественно, что проводить работы будут в весенне-летний и осенний сезоны. И будут периоды, когда горожанам придётся терпеть неудобства, в том числе связанные с временным ограничением рейсов и даже полным закрытием аэропорта. В 2022 году закроют треть взлётно-посадочной полосы, что позволит принимать самолёты только меньшей вместимости. От рейсов на дальние расстояния, на которых летают большие лайнеры, придётся отказаться. В 2023 году будет закрыта треть полосы с другой стороны, аэропорт продолжит работу в том же режиме. Самым сложным станет 2024 год, когда дойдёт очередь до средней части взлётной полосы.
Около двух-трёх месяцев аэропорт совсем не сможет принимать воздушные суда.
Работа предстоит большая: будет увеличена до сорока сантиметров высота покрытия взлётно-посадочной полосы шириной 60 метров и длиной 3250 метров. Вместо двух станет шесть стояночных площадок, причём одна будет специально сделана для противогололёдной обработки лайнеров.
Сейчас в здании аэропорта идёт ремонт, но это не решает главную проблему: порой приходится одномоментно принимать до 450 человек, тогда как вместимость помещения - сто пассажиров. Отсюда неудобства. Рассматриваются в процессе реконструкции два варианта выхода из ситуации: расширение имеющегося здания или строительство нового с организацией транспортной развязки.
- Магнитогорский аэропорт - сложное инженерно-техническое сооружение, - отметил глава города Сергей Бердников. - Его реконструкция назрела по двум причинам. Это фактическое состояние комплекса и новые требования в связи с изменением воздушного парка. Для жителей города важно, чтобы было достаточное количество рейсов и приемлемая цена на билеты. Эти два фактора взаимосвязаны: больше рейсов - ниже стоимость перелётов, больше желающих летать - больше рейсов. Пока аэропорт не может единовременно принять большое число бортов. А затраты на их содержание значительные, потому что требуют задействования разных служб. Чтобы воздушная гавань Магнитки развивалась, нужно увеличивать её пропускную способность. Пока у нас даже стояночных мест всего два…
Финансирование на реконструкцию предусмотрено серьёзное, по предварительным расчётам 5,3 миллиарда рублей. Директор АО "Международный аэропорт Магнитогорск" Евгений Кирсанов поблагодарил за помощь в решении вопроса о реконструкции аэродромной инфраструктуры председателя совета директоров ПАО "ММК" Виктора Рашникова, руководителя аппарата органов управления ПАО "ММК" Аркадия Чернова, члена Совета Федерации Федерального собрания РФ Олега Цепкина и главу города Сергея Бердникова. Реконструкция аэропорта позволит осваивать новые направления авиаперевозок, что будет способствовать развитию магнитогорской агломерации и реализации основных направлений стратегии социально-экономического развития Магнитогорска до 2035 года.