Вышеобозначенный заголовок - это по сути дела главный девиз сентябрьского программного обращения Президента Д. А. Медведева к гражданам России. Именно через призму этого девиза попытаемся оценить нынешнюю ситуацию в стране.
Самый большой изъян современных, разноплановых теоретико-политических дискуссий состоит в том, что мы до сих пор не можем договориться о тех исходных, фундаментальных принципах, на которых собираемся строить модернизированное российское сообщество XXI века. Между тем, лучшие умы разных эпох и континентов давным-давно ответили на этот вопрос. К числу таких базисных принципов они относили прежде всего социальную справедливость и экономическую эффективность общественной системы. Коротко прокомментирую их суть.
Справедливость предполагает необходимость выравнивания стартовых возможностей разных категорий граждан и создания условий для максимального самовыражения каждого. Кстати, основоположниками идеи естественного равенства людей от рождения были не коммунисты, а буржуазные просветители.
Эффективность диктует потребность в таких государственных решениях, которые при наименьших ресурсных издержках обеспечивают наибольший результат во всех сферах жизнедеятельности общества. В один ряд с категорией "справедливость" можно поставить понятие "гуманизм", а оборотной стороной эффективности является интенсификация.
Если оценивать современную российскую действительность с учетом этих принципов, то мы вынуждены констатировать такую очевидную истину. Главный источник многих наших бед - это прежде всего гипертрофированное социальное неравенство, когда на одном полюсе - бедность значительной части населения, граничащая с откровенной нищетой, а на другом - безразмерная роскошь небольшого олигархического слоя. Как известно, бедность с неизбежностью порождает состояние
безысходности и на ее основе многие человеческие пороки, от пьянства до преступности, от паралича воли до полной индифферентности.
Второй полюс нередко провоцирует безудержную жадность олигархических кланов и искусственное свертывание общественного производства в угоду узкоэгоистическим интересам этих кланов. Тут же оговоримся. Тот капитал, который действует как инструмент реализации социально-значимых потребностей, прямо или косвенно работает на конкретные интересы многомиллионной армии рядовых граждан, условно можно назвать "патриотическим". И государство обязано всеми доступными способами его поддерживать и стимулировать. Но есть, как известно, в структуре большого бизнеса и своеобразный паразитический слой, живущий по принципу "Большие деньги любой ценой". Думаю, что именно этот слой - главная питательная среда той же коррупции или научно-технического застоя. И вся властная вертикаль должна жестко ограничивать его претензии.
Возникает резонный вопрос: с чего же начать реальную модернизацию российского варварско-криминального капитализма. Мне представляется, что политическая элита должна на деле реализовать идею конвергенции двух общественных систем. Как известно, эта идея, или теория, отражает назревшую общественную потребность сближения капитализма и социализма на основе их взаимообогащения, взаимодополняемости и нейтрализации порочных черт в каждой из систем. В этой связи настала пора профильтровать прежде всего советский опыт через призму его плюсов и минусов.
Никто не может отрицать тот факт, что абсолютное большинство нынешних солидных начальников, великих ученых и общественных деятелей - это потомки выходцев от сохи и плуга. А сегодня они составляют ядро генофонда нации прежде всего благодаря созидательной деятельности советской власти. Это во-первых.
Во-вторых, успехи советской системы заставили капиталистический мир повернуться лицом к своему наемному работнику. Именно социалистический опыт стал известной моделью для Нового, социализированного, курса Ф. Рузвельта.
В-третьих, советская система (при всех ее издержках) спасла цивилизованный мир от фашистской чумы и возвела отсталую, полуфеодальную Россию на пьедестал супердержавы с покоренным космосом и ядерным оружием.
Разумеется, мы должны трезво проанализировать и горькие уроки прошлого. Во-первых, замечательная общечеловеческая идея естественного равенства людей от рождения обрела у нас форму уравниловки со всеми негативными ее последствиями. Во-вторых, историческая драма нашей революции и российского социализма состояла в том, что Советы, которые создавались как органы управления для трудящихся и через трудящихся, на деле оказались в руках сравнительно небольшого слоя большевистской гвардии. А эта гвардия на отдельных этапах доводила до абсурда теорию классовой борьбы. Российская "кухарка" в силу элементарного невежества оказалась неспособной полноценно контролировать доморощенную советскую элиту. И в-третьих, в последние десятилетия нашу социалистическую систему парализовало и такое противоречие: между претензией СССР на роль лидера всех прогрессивных, антиимпериалистических сил и ограниченностью материально-экономических возможностей для реализации этой роли. Попросту говоря, не по карману нам была миссия главного локомотива мировой революции.
Если оценивать западно-атлантический капитализм через призму его плюсов и минусов, то необходимо прежде всего признать, что эта система активно освоила интенсивные методы в экономике. В ней отработан механизм достаточно полноценного воспроизводства рабочей силы. Без особых сбоев действует там и "машина"" реальной многопартийности, обеспечивающая известный баланс интересов разных социальных групп и слоев.
Современный капитализм при всех его мощных созидательных плюсах несет в себе по-прежнему такие страшные болячки, как волчья мораль в системе человеческих отношений, кризисы, безработица. Кстати, безработица, вытекающая из самой природы функционирования капитала, в кризисных ситуациях превращается в общенациональное зло, способное уничтожить не одно поколение. Так что без коренной модернизации капитализма XXI века человечество постоянно будет обречено на крупномасштабные муки и страдания.
Политическая элита современного капиталистического мира, включая и Россию, довела до абсурда одну из основополагающих идей полноценного функционирования человеческого общества. Речь идет о сути, целях, историческом предназначении такого универсального инструмента реализации принципов социальной справедливости и экономической эффективности, как демократия. Все чаще и чаще в современном мире эта категория ассоциируется с деятельностью представительных учреждений, с межпартийной борьбой на выборах, с пиаровскими фокусами, именуемыми свободой слова. Между тем, по большому счету, истинная, прямая, непосредственная демократия - это прежде всего участие, по возможности, каждого гражданина в обсуждении, выработке и реализации управленческих решений разных уровней и масштабов. Демократия нам нужна прежде всего для того, чтобы власть могла максимально опираться и использовать коллективный опыт и разум рядовых граждан, тех, кто своим трудом создает материальные и духовные ценности. В этой связи настала пора вдохнуть новую жизнь в работу тех же профсоюзов, ветеранских, молодежных организаций и т. д.
Реализация принципа социальной справедливости немыслима также и без гуманизации отношений между руководителями и подчиненными на разных уровнях. Данный принцип, в свою очередь, конкретизируется в таком хрестоматийном правиле: подчиненные не должны быть безмолвными исполнителями чужой воли и безропотными холопами. Они полноправные партнеры власти и начальства в любом общественно полезном деле. Только такая система отношений может обеспечить по-настоящему высокопроизводительный труд, активную гражданскую позицию наемных работников, результативную борьбу со всем букетом социально опасных пороков общества, включая и пресловутую коррупцию.