Это самый долгий путь продолжительностью 25 недель – причём по неповторяющемуся маршруту, который включает в себя посещение 85-ти регионов нашей страны.
Самый продолжительный тест-драйв двух автомобилей отечественного производства, которые – что важно! – не подготавливали как-то специально для столь долгого путешествия, чтобы сформировать действительно объективную их оценку.
Наконец, это самый объективный анализ состояния туристической инфраструктуры в России, которая приступила к развитию внутреннего туризма.
В том числе автомобильного – одного из самых популярных во всём мире, а в России пока только развивающегося.
– В нашей стране вместо спидометра в машине можно размещать календарь, ведь в пути меняются часовые пояса, день сменяется ночью, субтропики – Арктикой, тайгой и степями, а язык и менталитет везде один, – говорит инициатор экспедиции, тележурналист, эксперт комитета Госдумы по туризму (автомобильный туризм) Андрей Леонтьев. – Челябинская область, в частности Магнитогорск – 72-й регион, который мы посетили. Можно сказать, три четверти пути позади, и я могу уверенно сказать, что путешествовать по стране на машине не только можно, но и нужно: у нас есть хорошая дорожная инфраструктура, есть где остановиться отдохнуть и переночевать, набор круглосуточных услуг – кафе, столовых, магазинов… Чуть труднее с техническим обслуживанием: в интернете написано, что мастерская работает круглосуточно, на деле ворота заросли лопухами, – а в машине с проткнутой покрышкой две мамочки с детьми и ночь на дворе. Об этих и прочих аспектах буду говорить с профессионалами, вернувшись в Москву, но совершенно точно я встречаю с каждым годом всё больше людей, которые ежегодно путешествуют по стране на автомобилях, и речь не о соседней области: обычные люди из Владивостока каждый год на своих стареньких праворульных «японцах» вывозят семьи на отдых к черноморскому побережью, на Северный Кавказ, в Москву и Санкт-Петербург…
Выпускник МГИМО, журналист-международник Андрей Леонтьев «заболел» автомобильным туризмом ещё в 1989 году, когда с подобной экспедицией впервые на автомобиле пересекал африканскую Сахару. С тех пор так или иначе интегрирует автопробеги в любые проекты – даже не связанные с туризмом. Андрею Игоревичу принадлежит первый мировой рекорд по масштабу автоэкспедиции, который годы спустя «перебил» экипаж из США. После нынешнего масштабного путешествия по всей России рекордное первенство вновь вернётся в нашу страну.
– Что может быть лучше, чем узнавать себя через собственную страну, причём не просто пролетаешь в самолёте «из пункта А в пункт Б», а пристально рассматриваешь в лобовое стекло автомобиля? – рассуждает Андрей Леонтьев. – Мне странно, когда люди прекрасно ориентируются на склонах Куршевеля, но при этом ни разу не были в Шерегеше или Абзакове. Попробуйте проехать по своей стране – вы с ума сойдёте от красоты и природных богатств, которыми она обладает: Урал, Байкал, Хакасия, Тува… А Колыма – одна из самых красивых дорог в мире, как бы саркастично к моим словам кто-то ни отнёсся…
Ещё одной целью автоэкспедиции, стартовавшей при поддержке президентской платформы «Россия – страна возможностей», российского туристического форума «ПутешествуЙ!» и коммерческих партнёров, стал рассказ о людях, внёсших вклад в развитие своей малой родины и изменивших её жизнь к лучшему. Их сотни – и каждый запечатлел свой автограф на капотах «Лады Vesta» и «Москвича».
– Это не только предприниматели и политики, которым вроде как «положено» развивать регионы, – рассказывает Андрей Игоревич. – Среди наших героев есть обычные пенсионеры, или врачи, или подростки – к примеру, больные раком в последней, терминальной стадии, но при этом отговаривающие будущих мам, узнавших об онкологическом недуге, от абортов и договаривающиеся с роддомами об открытии специальных онкологических палат… В Челябинской области конкретного героя нет – мы расскажем о нагайбаках, живущих недалеко от Магнитогорска: малом народе, который, не раз становясь полезным своей стране, смог не только не раствориться в ней, но, напротив, сохранить свою самобытность, письменность и культуру.
Магнитогорцам Андрей Леонтьев уже знаком: именно он в 2016 году снял содержательный фильм об ММК в рамках документального цикла «Техногеника» для телеканала Discovery (12+), и его познаниям о Магнитке никто не был удивлён. Как и партнёрши Андрея Игоревича, пилота экспедиции, предпринимателя, общественного деятеля и спортсменки Нины Абросовой, для которой Магнитогорск – вообще почти родной город.
– Мой папа родом из Верхне-уральска, и у нас там до сих пор есть домик, в который мы можем приезжать, когда бываем в родных местах, так что с самого детства я бывала в Магнитогорске несчётное количество раз, чувствую себя здесь почти как в родном Петербурге – особенно в историческом центре, наполненном красивыми домами сталинской застройки, мне также важно общение с магнитогорскими родственниками, – делится впечатлениями Нина. – Знакома я и с промышленным туризмом, поскольку 15 лет сотрудничала с госкорпорацией «Ростех» и много раз бывала на самых разных предприятиях – недавно, к примеру, побывала на космодроме «Восточный», это вообще была моя мечта, потому что в детстве я хотела стать космонавтом.
Это не единственная неожиданность в хрупкой и нежной с виду Нине Алексеевне: она – чемпионка мира по профессиональному боксу, шестикратная чемпионка России в обеих версиях савата, чемпионка Европы и дважды финалистка чемпионата мира по этому виду боевых искусств, страстная мотогонщица, призёр и победительница многих международных стартов, а также абсолютная рекордсменка страны и дважды чемпионка мира по гонкам на скоростных катерах (класс «мотолодка»). А ещё – мама трёхлетнего малыша, поэтому первый пункт посещения в Магнитогорске – городской курорт «Притяжение» – разглядывала не как простой обыватель.
– Первым делом, приехав в Магнитогорск, услышала от родственников: вы ведь поедете в Притяжение? – рассказывает Нина Абросова. – Мне было приятно, что магнитогорцам не просто нравится Притяжение – они им гордятся и проводят здесь много времени. И – да, я как мама сразу оценила перспективу следующего приезда в Магнитогорск с целью посещения парка, в котором ребёнок зависнет на весь день, судя по потрясающим детским площадкам.
Андрей Леонтьев: «Притяжение» – объект, подобных которому по концептуальности и размаху задумки нет не только в России, но и, пожалуй, в мире».
– Набор опций Притяжения – от бизнес-центра до пляжа, от терм и больницы до жилых кварталов, от круглогодичных горных лыж и хоккейного кластера до рыбалки… – перечисляет Андрей Игоревич. – Но главное, это абсолютно просчитанный на перспективу формирования и развития новой городской среды объект – если хотите, инвестиции, которые аккумулируют здесь лучшие человеческие ресурсы. Потому что, сколько ни вкладывай в высокие производственные технологии, главное – люди, которые будут ими управлять и их обслуживать. И создание для них лучших условий жизни – самый грамотный шаг руководства комбината.
Чтобы люди жили и желали продолжать свой род именно там, где они родились или, приехав однажды, нашли себя. Когда-то так формировались рабочие династии, и эти прекрасные традиции нужно возрождать и продолжать.
Чтобы люди жили здесь не вопреки неустроенности, а комфортно, красиво, любили свою малую родину, могли качественно развиваться на этой территории и делать для неё то же добро, что делает она для него. И в понимании этого, в способствовании этому и есть самая настоящая социальная миссия градообразующего предприятия.
Далее – поездка на ММК, где Андрея Леонтьева и Нину Абросову познакомили с новыми производствами – модернизированной доменной печью № 2, новым комплексом коксовой батареи № 12
и ЛПЦ-11. И снова Андрей Игоревич был впечатлён увиденным.
– Это не шаг, а мощный скачок не только в осовременивании производственных процессов, улучшении условий труда, но и обеспечении экологической безопасности производств и территорий, в которых они находятся, – делится впечатлениями журналист. – Комбинат, находящийся в городе, по размерам сопоставимом с ним самим, крупнейшее в мире металлургическое предприятие полного производственного цикла – стремится соответствовать всем современным категориям экологической безопасности. Это огромный вклад в будущее региона. И это необходимо демонстрировать всем – жителям города, его гостям… Развитие промышленного туризма в России сегодня необходимо по многим причинам – прежде всего, чтобы люди видели, что, несмотря на козни злопыхателей, страна развивается, и именно такие предприятия, как ММК, обеспечивают это развитие. Чтобы люди понимали, как и откуда возникают блага, которыми они привыкли пользоваться ежедневно, чтобы видели и потом желали участвовать в этом. Поэтому на предприятиях и в школах открывают конструкторские бюро, и дети начинают интегрировать сначала примитивные, а потом и прорывные новации. Пример: в Омске в рамках подросткового конструкторского бюро создали технологию, в разы повышающую качество ПВХ, и даже самые дешёвые окна служат теперь не три года, а 12 – и это дети придумали. И когда они придут на современный завод и своими глазами увидят, что здесь самые новые технологии, в которых требуются не работяги, измазанные мазутом, как это было в советские годы, а высокоинтеллектуальные специалисты с качественным образованием и многосторонними знаниями инженерного уровня, которые будут получать достойную зарплату, они поймут, что для успешной и интересной жизни вовсе не обязательно уезжать в столицы.