– Владимир Витальевич, чем отмечен прошлый год?
– Наша область на несколько лет опережает Федерацию по внедрению информационных технологий в образовании, создаются ресурсные центры по информатизации. Но главное – изменилась мотивация учителей к труду. Огромное количество компьютерной техники, подготовка учителей, автоматизированных рабочих мест для них – все это способствует тому, что преподаватели стали по-другому строить рабочий процесс, им стало интересно работать. В сельских и поселковых школах, по сути, произошел прорыв: за десяток лет там не получали столько технологического оборудования, мебели, классных досок, компьютерных классов, как сейчас. В школы приходит Интернет, открываются школьные сайты. И результат налицо. В прошлом году 218 учителей области получили гранты по 100 тысяч рублей, в этом году для них будут оборудованы АРМы, они получат для работы мультимедийные проекторы. Произошел колоссальный скачок в подготовке учителей. За год мы обучили новым технологиям 54 процента учителей, научили их программированию, работе в Интернете. Этому способствовали идея губернатора области Петра Сумина о софинансировании тех или иных проектов из бюджетов разных уровней в дополнение к федеральным деньгам, аккумулирование средств.
– В то же время по результатам конкурса область не попала в список регионов, которые получат помощь из федерального бюджета на комплексную модернизацию образования. Это плохо?
– Как раз нет. Условия, видимо, не для нас были писаны. Главным критерием конкурса была заявлена динамика решения проблемы, например, участие в ЕГЭ. Наша область участвует в ЕГЭ шесть лет, принимает экзамены по тринадцати предметам – это максимум. А конкурс выигрывает и попадает в список единственная от УрФО Свердловская область, которая с двух сегодня лишь к 2010 году станет принимать шесть экзаменов. У свердловчан динамика, а у нас нет. При таком раскладе победу стоит понимать как поощрение более слабых. Наша область в прошлом году вложила в реализацию нацпроекта миллиард 333 миллиона рублей, в текущем году эта цифра возрастет до миллиарда 460 миллионов.
– Владимир Витальевич, комплексные проекты предусматривают, в частности, введение новой системы оплаты труда работников общего образования, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений...
– Новая система оплаты труда сейчас в работе. С первого января прошлого года в школах действует норматив подушевого финансирования, идея себя оправдывает. Изначально, конечно, не все школы выигрывают. Ведь не секрет, что за пять лет количество учащихся в области сократилось на 120 тысяч, в прошлом году мы «потеряли» еще 20 тысяч учащихся. Ситуация начет выправляться только к 2011 году. Однако фонд оплаты труда педагогов в школах вырос с трех до четырех миллиардов. Мы создали надтарифный фонд в размере 25 процентов, из которого крупным школам выплачиваем надбавки, а для маленьких сельских школ, где, к примеру, может быть до десяти учеников, ввели 14 поправочных коэффициентов. Школ с малой численностью у нас 27 процентов, и здесь подушевое финансирование противоречит двум главным целям модернизации системы образования: доступности и качеству. Есть сельские школы, в которых один-два ученика, но нельзя торопиться закрывать их. Надо с помощью глав муниципальных образований просчитать перспективу на ближайшие годы с демографической точки зрения и, если надо, оптимизировать сеть. Ежегодно рождаемость увеличивается, и к 2011 году у нас будет уже 38 тысяч первоклассников. Стало быть, сохраняя школы, мы идем правильным путем.
Начальная школа должна быть в пределах доступности. А далее, если учеников мало, может быть, стоит создавать филиальную сеть школ, как мы уже начали делать. Чтобы возить ребят в школу, закупили 576 автобусов. Правда, всплыла другая трудность, связанная с учебниками. Скажем, по истории России в девятом классе сейчас в ходу 29 учебников. Важно, чтобы в рамках средней школы и ее филиалов обучали по одной программе.
– А зарплата учителя заметно выросла?
– На 33 процента, а если считать с доплатой за классное руководство, то на 52 в декабре. Хотя, конечно, зарплата учителей отстает от средней по области и от уровня зарплаты в промышленности. Учитель, на наш взгляд, – главная фигура в школе. И мы будем следить, чтобы он не был обижен. Ведь доходило до того, что в некоторых школах половина фонда оплаты уходила на управленческий персонал. Сейчас существует вето – не более 30 процентов. Если у директора восемь замов, то из субвенций мы будем платить зарплату, как положено, троим. К примеру, в 23-й гимназии содержали около 50 внештатных единиц, а в Нагайбакской школе из наших субвенций оплачивался труд повара и водителей. Это неправильно.
– Каковы основные направления реализации национального проекта в текущем году?
– Нынешний год будет Годом профобразования. На начальное и среднее профобразование будет выделено 262 миллиона рублей. Комплекс предусматривает дальнейшее развитие сети ресурсных центров по ведущим для промышленности области профессиям. Планируется дополнительно создать десять новых ресурсных центров на базе профучилищ и не менее двадцати на базе областных колледжей и техникумов, подведомственных Минобразования, Минкульту и Минздраву. Отбор учреждений под эти центры будет производиться на конкурсной основе и с сохранением принципа софинансирования за счет средств промышленных предприятий.
Новым направлением будут также меры государственной поддержки системы дошкольного образования, федеральное финансирование которой не предусмотрено. Предполагается направить свыше 42 миллионов рублей на гранты лучшим дошкольным образовательным учреждениям: на приобретение детских развивающих игр, детской художественной литературы, компьютерных игровых комплексов, поддержку педагогов.
Мы продолжим обновление материально-технической базы образовательных учреждений и направим свыше 182 миллионов рублей на приобретение оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, ученической мебели, школьных автобусов, учебной и художественной литературы. За счет средств федерального бюджета для области будет приобретено 17 школьных автобусов, 89 предметных кабинетов, 42 интерактивные доски. В этом году все школы будут подключены к Интернету, в том числе коррекционные учреждения, школы-интернаты, школы-детские сады. В классы информатики двадцати экспериментальных школ области для повышения качества образования будут поставлены легоконструкторы (роботы).
– Большим стимулом для педагогов стали государственная поддержка, система грантов...
– Все это сохранится. 218 педагогов получат гранты по 100 тысяч рублей, 200 педагогов – по 50 тысяч и 100 – по 30 тысяч рублей. Еще 170 человек получат гранты по 30 тысяч рублей от Законодательного собрания области. Конкурсы на определение лучших педагогов уже стартовали, итоги будут подведены первого сентября. Будем стараться, чтобы и деньги наши педагоги получили в начале учебного года. Кроме того, 66 школ области, внедряющих инновационные программы, получат из федерального бюджета в качестве господдержки по миллиону рублей, 50 школ получат по полмиллиона, 100 детских садов – по 150 тысяч и 20 учреждений дополнительного образования – по 250 тысяч рублей. Обязательно будем поддерживать одаренных детей и талантливую молодежь и надеемся, что область сохранит лидирующие позиции в этом отношении.