В постоянном и залповом отравлениях Верхнеуральского водохранилища, по мнению чиновников, виноваты преимущественно оставшиеся в живых буренки села Спасское.
Для пополнения истощенного засухой Мало-Кизильского водозабора в середине октября принято решение об увеличении сброса воды из Верхнеуральского водохранилища в помощь обмелевшей горной речушке. Поскольку засухи повторяются все чаще, а возможности природных песчаных и карстовых фильтров не беспредельны, это встревожило магнитогорцев: не потеряем ли мы уникальный водозабор, десятки лет снабжавший большую часть города чистейшей водой, своеобразной "визитной карточкой" Магнитки?
Во второй половине 2008 года в Верхнеуральском водохранилище произошел массовый замор рыбы. Совпало так, что в это же время эпидемиологи запретили купание на городских пляжах, сославшись на анализы, которые, мягко говоря, не отвечали санитарным требованиям. Однако магнитогорцы явно игнорировали сообщения о том, что купание опасно для здоровья - чревато кожными гнойными заболеваниями, кишечными инфекциями. Особенно для детей.
Сначала эпидемиологи назвали причину, лежащую на поверхности: грязь принесли сточные воды после обильных дождей. Однако выявленная в пробах воды "химия" натолкнула на другую причину - загрязнение идет с водами Верхнеуральского водохранилища. На это указывала и гибель рыбы, которая буквально усеяла берега водохранилища. Вода там никогда не была кристально чистой, но такого замора не было более четырех десятилетий - со времени заполнения водохранилища. Неудивительно, что магнитогорцы - рыболовы-любители, владельцы садовых участков, расположенных на "магнитогорском море", в своих обращениях во властные структуры окрестили это тревожное явление катастрофой и "рыбным Чернобылем".
В курсе были, казалось, все, поскольку общественность подняла довольно мощную "волну". Откликнулся и "Магнитогорский металл", который провел журналистское расследование. В статье "Говорят, шпионы отравили воду самогоном", опубликованной практически по горячим следам залпового загрязнения крупнейшего водоема юга Челябинской области, был однозначный вывод, что в сбросе "химии" виноват Учалинский ГОК. Естественно, с оговоркой, что окончательный "диагноз" должны поставить специалисты, компетентные органы, а мнение газеты носит лишь субъективный, предположительный характер. Хотя были и вполне объективные факты и свидетельства местных жителей.
Вместе с инспекцией рыбоохраны, которая повела не только "наземный" рейд, но и воздушную (!) разведку на частном легкомоторном самолете, обнаружили две трубы, через которые сливали неочищенные стоки из отстойников одного из предприятий Учалинского ГОКа, а затем по естественному руслу зловонная жидкость попадала в верховья Урала и далее - в Верхнеуральское водохранилище. Опрошенные местные жители, в частности, деревни Александровка, подтвердили, что после обильных дождей был довольно бурный сброс из упомянутых труб в русло по логу в сторону Урала. Видели мы и следы переполнения шламохранилищ ГОКа, спешного укрепления водоподпорных дамб.
Рыбоохрана составила акты, был определен ущерб, нанесенный природе, зафиксирован факт гибели ерша, придонной рыбы - 33 тонны, что обусловлено, видимо, тем, что "химия" шла по дну водоема. Пострадали окунь, мелкий судак... Ущерб от массового замора рыбы определен в сотни тысяч рублей. Но старший рыбинспектор юга области Сергей Фролов еще тогда посетовал, что будет довольно проблематично найти и уличить виновника, чтобы предъявить ему иск. Примерно так и получилось.
Без малого полтора года продолжается бюрократический пинг-понг, имитирующий попытку выяснить, кто виноват в загрязнении как Верхнеуральского водохранилища, так и Магнитогорского заводского пруда. Ни одна из инстанций, куда обращались магнитогорцы и официальные органы, не дала исчерпывающего ответа на этот вопрос. Следовательно, не исключены и повторения подобных ЧП.
Например, управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области (Росприроднадзор) сообщило, что по результатам проверок в 2008 году за недостаточно очищенные сточные воды оно оштрафовало на 10 тысяч рублей Верхнеуральский Жилкомхоз. И что в течение того же прошлого года из ГУ "Челябинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в управление Росприроднадзора не поступала информация о высоких и экстремально высоких загрязнениях воды Верхнеуральского водохранилища. Тем не менее, Росприроднадзор обращение магнитогорцев по факту замора рыбы направило …в отдел государственного контроля по Челябинской области Нижнеобского территориального управления Росрыболовства. То есть, той же госрыбинспекции, которая одна из первых забила тревогу. Словом, открестились.
Областная госрыбинспекция, подтвердив факт массового замора рыбы, сообщила, что составлен соответствующий акт, который для прокурорского реагирования направлен в прокуратуру Верхнеуральска. А что прокуратура? Она отписалась сообщением о своей затяжной борьбе с тем же Жилкомхозом, настаивая на приведении в порядок очистных сооружений. В довесок прокуратура сообщила о "принятых мерах" по массовому замору рыбы: по требованию прокуратуры Магнитогорским Роспотребнадзором проведен отбор проб воды Верхнеуральского водохранилища. Результаты лабораторного исследования показали соответствие микробиологических показателей гигиеническим требованиям СанПиН, предъявляемым к качеству…питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Установлено незначительное загрязнение водного объекта органическими веществами, источником которых, по мнению Роспотребнадзора, является крупный и мелкий рогатый скот, имеющийся у жителей поселка Спасский на берегу водохранилища.
Но вот информация на аналогичный запрос, полученная через обращение садоводов СНТ "Металлург-3" к губернатору области, из министерства по радиационной и экологической безопасности области, во многом расходится с прокурорским сообщением. Лабораторные исследования качества воды Верхнеуральского водохранилища, проведенные Магнитогорским филиалом центра гигиены и эпидемиологии, показали, что вода не соответствует гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод по ряду санитарно-химических показателей. Превышение по взвешенным веществам отмечено в 31,3 раза, по химическому потреблению кислорода (ХПК) - в 1,6-2,9 раза. И вообще, сообщает министр Г. Подтесов, это водохранилище не используется в целях водоснабжения, организованных зон рекреации (отдыха) не имеет. К кому же, спрашивается, относятся более тысячи садовых участков СНТ "Металлург-3"?
Это же министерство направило запрос в ОАО "Учалинский ГОК" Республики Башкортостан относительно информации по контролю за качеством сбрасываемых производственных стоков рудника "Узельгинский". Конечно же, "чистосердечного признания" и тем более "явки с повинной" не последовало. Башкирские друзья сообщили, что по результатам производственного контроля комбинатом залповых сбросов в реку Узельгу в 2008 году не зафиксировано, "регистрируется лишь постоянное разрешенное (!)превышение сбросов загрязняющих веществ от 2 до 10 раз". Но фактов гибели рыбы даже в пойме Узельги в районе деревень Александровка и Ложкино, где мы обнаружили две зловонные трубы - есть ли там рыба вообще? - не зафиксировано. Так что причастность Узельгинского рудника к гибели рыбы в прошлом году не установлена. Что и следовало ожидать.
Подытожим. Действительно, Верхнеуральское водохранилище, находящееся ныне в федеральной собственности, было создано в технологических целях ММК и эксплуатируется в каскаде с Магнитогорским водохранилищем - технологическим водоемом-охладителем ОАО "ММК". Сегодня по санитарно-химическим показателям степени потенциального риска залповых загрязнений, в том числе и с территории Республики Башкортостан, он не может использоваться для питьевого водоснабжения даже в дозированном виде.
Верхнеуральское водохранилище несколько десятилетий считалось перспективной зоной отдыха магнитогорцев - садоводов, рыболовов-любителей, людей, предпочитающих отдых у воды. Уже сейчас многие остерегаются здесь купаться, употреблять в пищу пойманную рыбу, овощи и фрукты, выращенные на своих прибрежных участках.
Неужели Магнитогорскому морю уготована участь сборника сельскохозяйственных, бытовых и производственных нечистот, мертвого, без полезных биоресурсов водоема? Наконец, Верхнеуральское водохранилище - важнейший потенциальный источник подпитки систем водоснабжения развивающейся Магнитки. И оставлять его без заботы и присмотра, по крайней мере, неразумно.