После сооружения Центрального и Южного мостов, связавших комбинат с правым берегом, градостроительный комитет города наметил строительство ещё одного перехода через реку Урал. Так, в 1959 году было принято решение о возведении путепровода для движения грузового транспорта на северной оконечности города.
В 1965 году, то есть без малого шестьдесят лет назад, Северный переход Магнитогорска приняла государственная комиссия, и по нему было пущено движение транспорта. Хотя официально мост ввели в эксплуатацию в 1968 году, как указано в техническом паспорте объекта. За всё это время мост ни разу не ремонтировали.
Впервые на трещины в опорах моста горожане обратили внимание ещё в 2016 году. В 2022 году эксперты оценили состояние Северного перехода как «ограниченно работоспособное». Проведённое в 2022 году обследование показало разрушение защитного слоя бетона, оголение и коррозию арматуры, балок, опор. Путепровод достаточно загружен: по нему организовано движение автомобилей, трамваев и пешеходов. При этом нагрузки, которые постоянно приходятся на мост, превышают предусмотренные, что становится критическим с учётом выявленных разрушений. А это значит, что, несмотря на предстоящие транспортные проблемы, ремонта было не избежать.
Летом стартовал подготовительный этап работ. Подрядчиком определена компания ООО «Урал-сервис-групп».
Сейчас идёт обустройство технологического моста № 1, по которому будет перемещаться строительная техника и завоз грунта на объект. Пока ремонтные работы проводят без перекрытия движения.
– Проводят подготовку и часть работ основного этапа, – уточнил главный инженер обособленного подразделения «Мост» ООО «Урал-Сервис-Групп» Андрей Старостин.– Возведён строительный городок, организованы подъездные дороги, идёт отсыпка островков для ремонта опор, началось строительство технологической эстакады. Будут отремонтированы все опоры моста, заменены пролёты, обновят проезжую часть, трамвайные пути, освещение, контактную сеть. Мы сейчас подготавливаем материалы, занимаемся изготовлением железобетонных конструкций.
Обследование показало, что опоры моста в пригодном состоянии, их ремонта и усиления будет достаточно.
Ремонт подмостовой части планируют завершить в конце декабря, с первого января движение по мосту перекроют, начнут разборку конструкций. Ремонт будет проходить в течение десяти месяцев – до 31 октября.
Работы затронут всю протяжённость моста, составляющую 205,6 метра. Будет проведён демонтаж мостового полотна и балок пролётных строений. После разбора старых конструкций начнётся монтаж новых. Затем предстоит асфальтирование дорожного полотна, установка новых перильных и барьерных ограждений. Восстановят контактную сеть, обновят освещение на переходе и проложат новые трамвайные пути.
Компания «Урал-Сервис-Групп» имеет большой опыт строительства мостов и путепроводов в Челябинской области. Она выполнила капитальный ремонт путепровода по улице 9 Мая в 2022 году в Магнитогорске, в 2024 году завершает работы по капитальному ремонту моста через реку Чёрная в Кургане и ремонт путепровода в районе ТЭЦ-3 в Челябинске.
Важно знать!
Как добраться на работу во время ремонта Северного перехода
В связи с капитальным ремонтом Северного перехода и его закрытием с 1 января 2025 года, ПАО «ММК» совместно c администрацией города разработали ряд мероприятий, чтобы обеспечить доставку работников ПАО «ММК» на работу и с работы, а также движение личного и городского транспорта в новых условиях.
Трамваи пойдут в объезд
Так, будет организовано движение дополнительного городского общественного транспорта. Трамвайные маршруты, проходящие по Северному переходу, на время ремонтных работ будут перенаправлены до северного блока цехов по следующим маршрутам:
– маршруты № 9, 13, 14, 15 – через Южный переход,
– маршрут № 27 – через Казачью переправу,
– маршрут № 12 – через Центральный переход.
Автобусы-челноки
Кроме того, будет организовано челночное движение двух автобусов по маршруту: остановка «Товарная»–остановка «ККЦ».
Расширение дороги
Ожидается, что в связи с закрытием Северного перехода трафик движения по улице Кирова возрастёт более чем на треть. Для увеличения пропускной способности автомобильной дороги на участке от ул. Профсоюзная до Кирова, 70 ведутся работы по расширению проезжей части до четырёх полос. Работы будут завершены 20 октября 2024 года.
Транспорт – по промплощадке
С 1 ноября 2024 года на весь период закрытия движения по Северному переходу будет организовано челночное движение автобусов по территории ПАО «ММК». Работников комбината будут перевозить на автобусах по следующим внутренним маршрутам:
– КПП 5–ЛПЦ 10–АБК ЛПЦ 11–ОСК–АБК ККЦ;
– КПП 5–АТУ ЦП-1–ЛПЦ 3;
– КПП 5–ООО «Огнеупор»–копровый цех, участок № 1.
Новая парковка
Также для обеспечения дополнительными парковочными местами работников Группы ПАО «ММК» и посетителей на время ремонта Северного перехода и в последующем на постоянной основе запланировано размещение автомобильной парковки на 3600 автомобилей. Парковка, открытие которой планируется до конца текущего года, разместится на территории ПАО «ММК» севернее Центрального перехода и будет востребована работниками ЛПЦ-11, ЛПЦ-10, ККЦ, энергоцеха, ООО «ОСК» и других структурных подразделений ПАО «ММК» и организаций, расположенных в районе между Центральным и Северным переходами. Парковка будет функционировать без взимания платы.
На территории парковки запланировано устройство наружного освещения и видеонаблюдения. Для удобства перемещения персонала будет выполнено новое пешеходное КПП, через которое работники по благоустроенному пешеходному маршруту смогут попасть на свои рабочие места.