В этом номере должно было выйти большое интервью знаменитого эксперта хоккея Сергея Гимаева - посетив в этом году Магнитогорск в рамках очередного мемориала Ромазана, он встретился с корреспондентом "ММ". Но в свете ярославской трагедии Сергей Наилевич посчитал не этичным публиковать аналитический материал. Однако остаться в стороне от гибели представителей элиты мирового хоккея он не мог: сразу после чудовищной авиакатастрофы в Ярославле мы связались с Сергеем Гимаевым по телефону и получили его краткий, но емкий комментарий.
- Это действительно чудовищная трагедия для всего хоккея - подчеркну, не только для российского, но и мирового, учитывая, что в команде "Локомотив" собраны сливки хоккея России и Белоруссии, Чехии и Словакии, Литвы, Польши и Швеции - в этой команде играли капитаны своих национальных сборных! В это сезоне состав "Локомотива" был дополнительно укреплен, клуб стал реальной боевой единицей высочайшего класса и, я уверен, считалась бы основным претендентом на Кубок Гагарина.
- Сергей Наилевич, я знаю, что это известие застало вас в Уфе…
- Да, как и практически все руководство Континентальной хоккейной лиги, присутствовавшее на первом матче в новом сезоне между "Атлантом" и "Салаватом Юлаевым". Лично я узнал об этом за несколько минут до начала матча, как и президент федерации Александр Медведев, который, узнав о трагедии, тут же из ВИП-ложи отправился к хоккеистам. Примерно в это же время начались звонки болельщикам - радио- и телеканалы начали говорить об авиакатастрофе и родственники кинулись сообщать об этом в Ледовый дворец. И лишь сами хоккеисты начали игру в совершенном неведении и были оповещены о случившемся только в тайм-аут. Потом было долгое обсуждение и нелегкое решение о прекращении матча. Вы представить себе не можете, что творилось в раздевалках - здоровые брутальные мужики плакали навзрыд… (Долго молчит - прим. авт.). Это ужас какой-то.
- В Магнитогорске все тоже испытали шок - по-другому не назовешь.
- Погиб воспитанник вашей хоккейной школы Гена Чурилов, Ян Марек долгое время был любимцем магнитогорской публики… Да всю страну, играющую и любящую хоккей, эта трагедия повергла в шок. Игроки переходят из клуба в клуб, встречаются на играх сборной, просто дружат между собой или уважают друг в друге соперников… Словом, это потеря, трудновосполнимая со всех точек зрения…
- Уверена, что эта трагедия отразилась не только на настроении игроков: учитывая, что все команды совершают перелеты чуть ли не каждый день, есть над чем задуматься…
- Разумеется, и некоторые команды, в частности, "Атлант", в горячке уже заявили о том, что будут передвигаться исключительно автобусом - во всяком случае, где это возможно. Конечно, первое время полученный стресс будет нервировать всех без исключения, потом - тех, кто по природе своей боится летать… Как ни цинично звучит эта фраза в свете ярославской трагедии, но есть объективный факт: в автокатастрофах гибнут гораздо чаще, чем в авиа. Другое дело, давайте честно скажем: большинство команд континентальной хоккейной лиги летают на очень старых самолетах. Потому что это почти личное дело каждого клуба, с кем он заключает контракты на перевозку: у более богатых клубов солидные перевозчики, у кого-то даже есть собственные самолеты, а кто-то летает на ЯК-ах и тому подобном - и этому, как ни печально, есть объективные объяснения. Боинги, Ту-шки - они большие, требуют больше горючего, вмещают больше двух сотен пассажиров и потому в хоккейных чартерах не используются. Небольшие самолеты менее затратны в эксплуатации, обслуживании - для команды общей численности самолетов такого уровня хватает. Но есть другая сторона медали: практически все небольшие самолеты устарели не только морально, но и, что самое страшное, технически и физически. Нельзя, конечно, это привязывать конкретно к ярославской трагедии - мы пока точно не знаем, что там случилось, но есть объективный факт: хоккеисты в большинстве своем летают на старых, зачастую опасных в эксплуатации самолетах. И уверен, что Континентальная хоккейная лига в обязательном порядке должна решить этот вопрос и однозначно взять его под постоянный контроль.
- Единение хоккейной лиги - и руководства команд, и игроков, и болельщиков в последние дни просто поразительно: я слышала, что президенту ярославского "Локомотива" позвонили практически все владельцы хоккейных клубов КХЛ и предложили свою помощь в решении кадровой и финансовой ситуации…
- Да, и они просто красавцы: не сговариваясь, каждый предложил своих игроков для восстановления ярославского "Локомотива". Более того, руководство клубов сейчас принимает решение о том, что зарплату своим игрокам, ушедшим в "Локомотив", этот трагический сезон будут продолжать выплачивать они сами. В принципе, это для меня как раз не откровение: КХЛ всегда славилось своим настоящим братством, так что, уверен, проблем в создании нового "Локомотива" не будет никаких - мы сделаем это очень быстро. Думаю, основную роль в этом сыграет нынешний тренер молодой команды "Локо" Петр Воробьев - опытнейший наставник, воспитавший не одного участника основного состава "Локомотива". Он прекрасно знает свою молодежь, и на ее основе будет создан костяк нового коллектива. Остальные игроки "подтянутся" из других клубов. Пока КХЛ в трауре, игры сезона приостановлены - составляется новый календарь, думаю, на это уйдет около недели. За это время прояснится ситуация и с "Локомотивом" - уверен, этого времени Воробьеву хватит на комплектацию команды.
- Не знаю, насколько этот вопрос уместен, но не задать его не могу: насколько этичным станет форсмажорное комплектование нового состава "Локомотива" по отношению к погибшим его участникам? Я понимаю: с одной стороны - не дать умереть ярославскому хоккею, подхватить, так сказать, знамя и продолжить традиции… Но с другой - еще прах, как говорится, не остыл. Может, этот год руководству ярославского клуба объявить траурным и сделать перерыв?
- Категорически не согласен: не только можно восстановить команду как можно скорее, но и обязательно нужно сделать это. И именно победы нового "Локо" станет самой яркой и верной данью памяти тем, кто погиб, но навсегда останется в сердцах болельщиков - тех, кто их по-настоящему любил.
- Понятно, что вы, лично зная почти всех игроков КХЛ, скорбите по всем. Но, может, кто-то из погибших ребят был вам особенно дорог?
- Знаете, вот сейчас смотрел фотографию всей команды - и в первом ряду на ней сидит Пашка Траханов. Еще задолго до того, как стать экспертом хоккея, я 20 лет проработал тренером юношеской команды - когда окончил играть в ЦСКА, набрал себе группу 1978-го года рождения - ездил по клубам, смотрел пацанов - и увидел Пашку Траханова. И отец его там был - поговорили с ним, договорились, что приведет сына в ЦСКА… Парень начал заниматься, я тренировал его 12 лет, и из худенького пацаненка он превратился в атлета. У Паши всегда было великолепное катание, понимание игры - он сделал большие успехи, и я горжусь, что причастен к этому. И вот эта смерть - огромная трагедия для меня лично… Только что отцу исполнилось 55 лет - а мы с ним дружим вот уже 25 лет, у Пашки год назад родился второй ребенок… Ужас, ужас. Сейчас меня много приглашают на теле- и радиоэфиры, задают вопросы, и я всегда говорю, что мы сейчас просто обязаны позаботиться о родных и близких, оставшихся без кормильцев, будь это родители, отдавшие когда-то все силы и средства в профессиональное становление своих детей, будь это жены, которые, в силу профессии мужей, вынужденных очень уж часто менять место жительства, просто не могли найти себе работу. И уж тем более, мы должны позаботиться о детях хоккеистов, которые в основном еще очень маленькие - ведь мужики все были молодые и полные сил. КХЛ - солидная организация, обеспечившая своим игрокам очень хорошие страховки, но необходимы и дополнительные компенсации, которые, конечно же, не восполнят утрату, но хотя бы позволят быть уверенными в том, что семьи наших любимцев не останутся в нищете.