Общее количество жертв аварии - 26 человек, около ста ранены. Следствие уже нашло косвенное подтверждение главной версии о теракте, но некоторые эксперты-железнодорожники до сих пор не исключают и варианта техногенной аварии, пишет газета "Труд".
Эхо трагедии донеслось и до Магнитогорска. В злополучном поезде ехала уроженка нашего города Евгения Арбекова, которой повезло оказаться в середине состава. Как рассказали телепрограмма "Вести. Магнитогорск" и местное агентство новостей "Верстов. Инфо", мама девушки в выходные просто не отходила от голубого экрана, вслушиваясь в каждое слово телевизионных выпусков: в поезде из Москвы в Санкт-Петербург ехала ее дочь Евгения. Как выяснилось позже, Евгения не пострадала. По ее словам, два часа их не выпускали из вагона - он сильно накренился. Пассажиры сидели на своих местах и практически не дышали.
Но об этом родители девушки узнали позже. Самое интересное, что они позвонили ей как раз во время взрыва, а потом связь неожиданно прервалась. Символично: волею судеб Женя сделала маме лучший подарок к Дню матери - осталась жива! По словам мамы, сейчас Евгения постоянно прокручивает в голове события той ночи и с тех пор не может нормально уснуть.
После изучения предварительных результатов взрывотехнической экспертизы на месте крушения "Невского экспресса" специалисты пришли к выводу, что теракты 2007 и 2009 годов идентичны. В обоих случаях состав взрывчатки был мультикомпонентным: пластид, тротил и аммиачная селитра. Кроме того, вес взрывчатки для подрывов обоих "Невских экспрессов" был примерно одинаков - от 4 до 7 килограммов в тротиловом эквиваленте. Способ изготовления, закладки и управления взрывом также свидетельствует, что обе "адские машинки" собирал один и тот же человек. Это укрепило подозрения оперативников в том, что организатором обоих терактов мог выступать идейный русский ваххабит Павел Косолапов.
Эту версию подробно излагает корреспондент "АиФ Петербург" Евгений Колесников. Бывший взрывотехник Р. Сафронов рассказал ему, что Косолапов уже 12 лет находится в федеральном розыске. На его счету взрывы остановок общественного транспорта в Воронеже и Краснодаре, теракт в столичном метро и подрыв электрички в Минводах.
Косолапов обучался взрывному делу в лагере "Халифат". У тех подрывников-террористов свой почерк: они начиняют СВУ определенными "ингредиентами" - пластидом, тротилом и аммиачной селитрой. По ним Косолапова вычислили еще в 2007 году. Следственной бригаде несложно проверить его почерк и в данном случае. Сейчас в Новгородской области как paз идет судебный процесс по делу о подрыве "Невского экспресса" в августе 2007 года. На скамье подсудимых - уроженцы Ингушетии М. Хидриев и С. Дахкиев. Первый уже признался, что подвозил взрывчатку к месту теракта. По версии следствия, руководил терактом тот же П. Косолапов. По второй версии теракт совершила некая законспирированная террористическая труппа из Санкт-Петербурга. Совсем недавно в Северной столице произошел довольно мощный взрыв на автобусной остановке. Кроме того, муляж бомбы найден на питерской станции метро "Парнас".
Кстати, в одной из деревень Тверской области, неподалеку от места взрыва, оперативники обнаружили дом со следами нахождения там предположительно четверых человек, которые могут быть причастны к теракту.
Эксперты активно обсуждают и другую версию крушения. На специальных форумах в Интернете инженеры-железнодорожники предполагают, что причиной крушения "Невского экспресса" могла стать техническая неисправность как самого подвижного состава, так и путей или инфраструктуры. Например, они полагают, что рельсы могли быть повреждены сверхскоростным поездом "Сапсан", который способен развивать скорость до 300 километров в час, проехавшим по тем же путям за 44 минуты до крушения "Невского экспресса". Другие эксперты считают, что крушение поезда могло произойти из-за состояния дороги. "Железнодорожные пути между Москвой и Санкт-Петербургом еще не способны обеспечить безопасное движение на скоростях более 250 километров в час", - сообщил в интервью газете "Труд" председатель российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников Евгений Куликов.
Не исключено также, что причиной трагедии стало короткое замыкание или обрыв контактной сети с напряжением три тысячи вольт, которое привело к возникновению электродуги: она пережгла рельсы и повредила шпалы.
По сообщениям СМИ, во вторник транспортная милиция объявила, что ее сотрудники взяли под дополнительную охрану все объекты железных дорог. Специалисты по безопасности относятся к этой информации скептически. "В нашей стране огромная протяженность железнодорожного полотна, и, чтобы реально охранять всю эту площадь от террористов, у нашего МВД нет ни средств, ни кадров, - утверждает президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров. - Чтобы обезопасить железную дорогу от терактов, необходимо поставить вдоль всех путей специальные заграждения и вести видеонаблюдение, а это очень и очень большие деньги".
Южный Урал неблизок к столицам, но власти региона отреагировали на происшествие моментально. Поскольку основная версия крушения поезда - теракт, губернатор Петр Сумин поручил правоохранительным органам принять меры по усилению защиты на Южном Урале объектов с массовым пребыванием людей. Как сообщили в пресс-службе губернатора, поручения получили заместитель губернатора, отвечающий за взаимодействие с военными и правоохранительными органами, Валентин Буравлев и руководитель администрации губернатора Владимир Субботин. Личный состав транспортной милиции переведен на усиленный вариант несения службы. Активизирована работа посадочных служб, усилено эстафетное сопровождение поездов дальнего следования и пригородных поездов. В Челябинске периметры вокзала, аэропорта и прилегающие к ним территории постоянно обследуют кинологи со специально обученными собаками по поиску взрывчатых веществ, сообщает собкор "Магнитогорского металла" Галина Иванова.
ЮУЖД совместно с УВД на транспорте организовали проверку участков пути, где имеется потенциальная опасность совершения террористических актов. Для обнаружения бесхозных предметов поездные и локомотивные бригады проводят осмотры вагонов, тамбуров, технических отсеков и ниш поездов в пути следования и в пунктах оборота.
Мы встретились с начальником линейного отдела внутренних дел на станции Магнитогорск Сергеем КОТЛЯРОВЫМ.
- Сергей Васильевич, что делает магнитогорская милиция для безопасности железной дороги?
- Охраняем общественный порядок в здании вокзала, перрона, сопровождаем электро- и пассажирские поезда во время движения состава до места назначения. Кроме линейной милиции, электропоезда на ветке Карталы-Магнитогорск сопровождают работники частного охранного предприятия. Привлечение ЧОПов для охраны электропоездов - инициатива РЖД. Вокзал, площадь и перрон уже пять лет под видеонаблюдением, багаж подозрительных пассажиров патрульно-постовая служба проверяет металлоискателем. По громкой связи постоянно напоминаем о бдительности: обращать внимание на бесхозные пакеты, сумки, подозрительных людей. В каждом поезде указаны номера телефонов доверия.
- Кому и как сообщить о подозрительных при движении поезда?
- Наряду милиции. Если сопровождающих в поезде нет, то проводнику. Тот, в свою очередь, - бригадиру поезда, который передаст информацию на ближайшую станцию.
- Кто осматривает состав перед отправлением?
- Работники железной дороги, составители. Обнаружив посторонний предмет, они сообщают в ЛОВД.
- Воздушные дороги от террористов более или менее обезопасили: мы проходим через металлодетекторы, безропотно оголяемся, терпим жажду, выполняя все требования, чтобы обезопасить полет. Железная дорога более уязвима. Что предпринять для безопасности РЖД?
- Во время посадки производить минимальный досмотр вещей и багажа хотя бы на узловых станциях.
- А на полустанках, где стоянка не более минуты, как проверить?
- Во время движения поезда сотрудники милиции могут проверить сумки металлоискателем. Работники частных охранных предприятий тоже могли бы применить металлоискатель, но у них нет права досматривать багаж.
- Почему бы ЛОВД не увеличить число сопровождающих?
- Не хватает людей. В нашем ведении три направления движения поездов: карталинское, белорецкое, сибайское. Протяженность подконтрольной нашему ЛОВД территории - более 300 километров, а охрану общественного порядка осуществляют всего 17 человек.
- Крушение может спровоцировать и подрыв железнодорожного полотна, как в Дагестане.
- По инструкции работники ЖД обязаны ежедневно делать обход, но взрывчатое вещество на виду не кладут, поэтому эффективнее использовать служебную собаку.
- Чеховский "злоумышленник" выкручивал гайки из шпал по причине природной дремучести. Нынешние бомжи и недоросли, вырубив медный кабель, могут организовать крушение почище любого террориста.
- Профилактическая работа ЛОВД, а также технические новшества изменили ситуацию. В оборудовании вместо меди используют биометалл, и проблема исчезла. В этом году было всего два факта вандализма: на перегоне вырубили перемычки, на белорецком направлении разбили линзу светофора - дети из неблагополучных семей порезвились…