Есть организации, в истории развития которых запечатлена эпоха. К таким, без сомнения, относится Магнитогорский государственный технический университет имени Г. Носова. Но мало кто знает, что в университете есть кафедра - ровесница самого вуза.
При этом удивительно, что не техническая, а гуманитарная. При создании она именовалась кафедрой социально-экономических наук, работали на ней всего два преподавателя и ассистент. Сегодня это кафедра истории и социологии с великолепным преподавательским составом, богатыми традициями и увлекательной историей. Она дала опору и творческий толчок многим ученым, которых судьба разбросала по всей стране и которые в юбилей - 75 лет - с теплотой вспоминают своих коллег и свой вуз. Среди них - Владимир Капицын, доктор политических наук, профессор кафедры социологии и политологии института переподготовки и повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных наук Московского государственного университета имени М. Ломоносова.
- Владимир Михайлович, свой приход на кафедру в далеком 1979 году помните?
- Конечно! Когда я впервые пришел на кафедру, ею заведовал Аркадий Глебович Дегтярев, доцент, кандидат исторических наук, солидный и строгий. Как потом оказалось, очень добрый и, тем не менее, принципиальный. При нашей первой беседе с ним присутствовал и доцент, кандидат исторических наук Владимир Павлович Полев. Попасть на кафедру было непросто: меня оценивали, ко мне присматривались. Я провел два испытательных занятия-семинара со студентами, ходил на лекции к преподавателям.
- Кафедра в то время была объединенной и называлась - истории КПСС и научного коммунизма. Кто в то время работал на ней?
- Мне повезло, ведь тогда работали многие уже опытные преподаватели: их имена я помню наизусть. Были и преподаватели, которые на тот момент еще не имели степеней.
Одновременно со мною пришел Борис Николаевич Шаптала, потом другие ассистенты. В 1980 году на заведование кафедрой пришел Александр Леонтьевич Паукин, а в 1981-м - Василий Васильевич Хмелев, который был сначала ассистентом, а потом старшим преподавателем.
- Коллектив был немалый. Как работалось?
- Были удовлетворение от работы со студентами, увлеченность, энтузиазм. Ко мне отнеслись даже с определенной опекой, которая выражалась в строгости и благожелательности. До сих пор с теплотой вспоминаю эти годы. Сама атмосфера была какой-то "солнечной". Со временем вспоминаются детали, которых в ту далекую пору вроде бы и не замечал. Например, в аудитории, в которой располагалась кафедра, каждый день наблюдалась удивительная игра света: в окна всегда светило солнце, и это создавало эффект теплоты, комфорта, умиротворенности. Сейчас, вспоминая это, я думаю: может, я был просто молод? Но дисциплина на кафедре всегда была строгой в отношении и качества занятий, и общественных поручений. Старшие коллеги были требовательны и к себе, и к молодежи. Может, поэтому занятия преподавателей всегда отличались качеством. Думаю, во многом коллегам помогал опыт работы в школе. Я был молодым специалистом и тоже работал ранее в школе, наверное, поэтому ко мне относились довольно уважительно.
- Я знаю, что в советские времена большое значение придавалось общественной работе…
- Да, тогда преподаватели многое делали и помимо учебных занятий: по линии университета марксизма-ленинизма, общества "Знание", комсомольской учебы, в общежитиях студентов. У меня с общественной нагрузкой связаны самые теплые воспоминания. Например, было одно поручение - готовить передачи в радиостудии МГМИ. Этот опыт был для меня ценным, а журналистская практика - весьма интересной! Большое значение общественной работе придавал Александр Леонтьевич Паукин. Несмотря на то что обстановка тогда была до крайности идеологизирована, тех людей, с которыми мне приходилось работать в горкоме и парткоме, я вспоминаю с теплотой. В тех временах было много позитивного, доброго. Я убежден: отношения между людьми были человечными, менее прагматичными, чем сейчас.
- Как коллектив переживал лихие годы перестройки? Ведь антикоммунистические настроения не могли не сказаться на работе кафедры, которая отвечала за формирование идеологии.
- Это были очень сложные годы. С переходом перестройки на ее радикальный этап совпало мое назначение на должность исполняющего обязанности заведующего кафедрой научного коммунизма. Тогда вместе с Иваном Федоровичем Галигузовым, который был заведующим другой опальной кафедрой, подвергшейся трансформации, мы пытались сохранить самостоятельные реформированные кафедры. Но в те годы это было уже, увы, невозможно. Одновременно шла борьба за сохранение лаборатории социологических исследований. В 1989 году возглавлявший ее Юрий Гиллер уехал из Магнитогорска, и лабораторию до 1992 года курировал я. В тот период была закрыта лаборатория при кафедре психологии и педагогики МГМИ, ее сотрудники перешли к социологам. Нашу все же удалось сохранить при новой объединенной кафедре. И без ложной скромности я могу смело поставить это в заслугу себе и Ивану Федоровичу. Конечно, сказалась и поддержка ректората. Надо отметить: при всей остроте политической обстановки в стране в то время отношения между обществоведами и другими преподавателями оставались нормальными. Ректор, ректорат, деканы сохранили нормальное отношение к обществоведам.
- В стране менялся режим, перестраивалась вся политическая система, но кафедра 75 лет оставалась передовой. Что помогло ей выжить и помогает процветать до сих пор?
- Как мне представляется, сама обстановка в МГМИ, а потом в академии, техническом университете, располагала к нормальным отношениям между обществоведами и специалистами технических наук. Большинство коллег с технических кафедр всегда понимали: со студентами необходимо вести воспитательную работу, поддерживать дисциплину, расширять их кругозор. Поэтому потребность в обществоведческих кафедрах всегда была, есть и будет. К тому же, на кафедре сосредоточился сильный преподавательский состав. Я бы сказал, специалистов полидисциплинарного характера, способных быстро и качественно осваивать новые дисциплины. Сейчас на кафедре немало способных молодых преподавателей, будущих докторов и кандидатов, так что можно говорить о научной обществоведческой школе МГМИ и нашей кафедры. Это и помогает кафедре выжить в рыночных условиях.
- Что хотелось бы пожелать в юбилей?
- Сохранить в новых, откровенно скажем, тяжелых условиях для высшего образования уральскую закалку, взаимопомощь, любовь к науке и работе со студентами. Желаю новых докторских и кандидатских диссертаций, серьезных научных статей и монографий, учебников. Не сомневаюсь, что кафедра сохранит достойное место в структуре университета. Хочу пожелать преподавательскому составу выдержки и терпения, потому что в эпоху перемен создание нормальных условий для обучения студентов во многом легла на плечи преподавателей. Процветания и благополучия!