Уважаемая редакция!
Летом прошлого года были затрачены огромные суммы на организацию льготного проезда пенсионеров в городском общественном транспорте. Но если посмотреть глубже на этот гуманный акт, то, на мой взгляд, администрация города тем самым "сглаживала" последствия серьезных нарушений трамвайного движения из-за затянувшегося капитального ремонта путевого хозяйства.
Например, около трех месяцев было закрыто движение по улице Ленинградской, и многим пенсионерам приходилось ездить в сады и по городу с двумя-тремя пересадками. А сколько происходит сбоев в работе трамвая из-за поломок, аварий, ДТП, других причин! Иной раз войдешь в трамвай, "пробьешь" у кондуктора карточку и - вылезай, дальше вагон не идет. Или - идет трамвай 13-го маршрута по Комсомольской, и вдруг на "Родине" объявляют: "Трамвай идет в депо". А большинству пассажиров нужно до "кольца", откуда идут автобусы в сады. Значит, или тащись километр с тележками-сумками, или жди другого трамвая неизвестно сколько времени. И - опять плати.
Из-за такой "четкой" работы трамвая я, например, если речь идет о двух-трех остановках, иду пешком. Знаю, многие так делают. Но бывает и ненастная погода, и здоровье все чаще не позволяет постоянно пользоваться "одиннадцатым номером", и нужда порой заставляет добираться до необходимого места через полгорода. Разве можно лишать пенсионеров в остаток жизни встреч с бывшими сослуживцами, родственниками? Вот и подсчитайте, на сколько хватит 20-ти бесплатных поездок, которыми нас, ветеранов, сейчас наделяют городские власти: на три или четыре выхода из дома в месяц.
Старость не обойти, не объехать. Стариков уже как могли ограничили в общении по телефону. Закрыты ранее доступные пути за город: раньше можно было за полцены съездить зимой в Абзаково, для ветеранов был льготный проезд до Банного…
ГАЛИНА ИНКИНА, почетный пенсионер "ММК"
До последних дней минувшего года депутаты городского Собрания не снимали - да и не сняли до сих пор! - вопрос льготного проезда в городском транспорте. Дебаты с участием представителей администрации города были довольно горячими, и нередко депутатские предложения разбивались о суровую прозу экономических выкладок.
Но главный посыл, на мой взгляд, остался: недопустимо решать экономические проблемы транспортных предприятий за счет пенсионеров. И накануне Нового года за основу было принято предложение о предоставлении льготникам 40 поездок в месяц, а при доплате из пенсионерского кошелька 120 рублей - более ста поездок. В городской администрации в настоящее время изыскивают средства, разрабатывают механизмы финансирования, рассматривают варианты льготного проезда, приближенные к тем, что предложили депутаты.
А между тем, в редакцию поступают сообщения о том, что трамвайные кондукторы, отмечая своими терминалами количество январских льготных поездок, говорят, что никакие "сэкономленные" в декабре поездки на январь не перешли. Выходит, 20 поездок в январе - и выдь из трамвая? Или - плати десять рублей на общих основаниях?
- Ничего подобного, - комментирует председатель городского Собрания Александр Морозов. - Январь мы рассматриваем как переходный месяц - пока не будет принято окончательного решения. Сейчас в администрации идет напряженная работа на основе предложений, высказанных депутатами в конце декабря. А "промежуточный" январский лимит в 20 поездок весьма условен: есть договоренность с руководством города, что пенсионер, используя 20 поездок, до конца января будет ездить бесплатно. Соответствующую команду дадут транспортным предприятиям. Так что тех, кто использует в январе все 20 льготных поездок, никто из трамваев и автобусов высаживать не будет. Значит, зря моя соседка, ветеран ММК, которой необходимо почти ежедневно добираться до поликлиники на процедуры, использовав выделенные льготные поездки, вот уже который день ходит шесть трамвайных остановок пешком - туда и обратно.
Многие считают, что льготы для ветеранов, в том числе и транспортные, предоставляют простым росчерком пера. Отнюдь. Транспортные предприятия, рассчитав себестоимость проезда одного пассажира, требуют возмещения из соответствующего бюджета. А бюджет, как известно, не резиновый, его доходная часть - весьма зыбкая в условиях экономического кризиса. Можно много говорить о том, что во всем мире общественный транспорт априори убыточен и дотируется государством либо муниципалитетами. Во многих странах нет такого понятия, как "льготный проезд": тамошнее пенсионное обеспечение старости позволяет гражданам "третьего возраста" не только ездить за свои кровные фунты, доллары и евро в трамвае, метро и автобусе, но и путешествовать по всему миру. А мы будем надеяться на "депутатский" вариант: все-таки сорок лучше, чем двадцать. Не до жиру…