А ДАВАЙТЕ ДЛЯ НАЧАЛА ударимся во все тяжкие и попредставляем, без чего бы могло обойтись человечество.
Поехали из нынешних времен в прошлое методом обратного отсчета, если не сказать – отстрела. Итак: компьютер, телевизор, телефон, радио, поезд, порох, телега… Долго перечислять нет смысла, ясно, что можно лишить нас тысяч вещей. Но мы будем оставаться человечеством – грустным, конечно, с удобствами во дворе, но все же человечеством.
Собственно, мы такими и были, и, как видите, ничего страшного – дожили до светлых времен. А теперь давайте представим, что всех нас скопом вдруг взяли да и лишили… слова! Не только которым с соседом перекидываешься, но и вообще как такового. Что бы от нас осталось? Стада мычащих кочующих двуногих с единственной общей (но не общественной!) целью – набить брюхо сочными плодами. Ни тебе о возделывании пшеницы договориться, ни по сотовому потрещать, ни хоть какую завалященькую атомную бомбочку сообща изобрести. Потому что… Впрочем, пусть специалисты по работе со словом сами расскажут, почему что.
А небывалую концентрацию таких специалистов можно было наблюдать в минувшую пятницу в актовом зале МаГУ, ибо именно туда слетелись, съехались, сошлись выпускники, студенты и преподаватели филфака, 75-летие которого они всем своим обществом (sic!) и справляли. А по ходу празднования выяснилось, что общество это отнюдь не узкоспециальное – сплошь состоящее из учителей русского и литературы, а весьма разношерстное. Когда декан факультета Любовь Пономарева в поздравительно-благодарственной речи стала перечислять сферы человеческой деятельности, подвластные питомцам филфака, то нарисовалась полная картина государственного устройства.
Они везде! От университетов до детских садов, от транспорта до банков, от милиции до цирка, не говоря уж о газетах, телевидении, радио и других простых вещах. Они служат, работают, возглавляют, руководят. Они учат, ищут, анализируют, наставляют, оказывают помощь. Они – среди нас!
Что же это за вездесущая наука такая, которая позволяет им активно внедряться в наши ряды, да еще и анализировать нас же? И что это за факультет, на котором отслеживают развитие общества по самой базовой его составляющей – по слову (вспомнишь тут Библию)? Ну и раз они такие исконные, то пусть заодно и скажут нам: какое оно, наше общество, какие мы?
Валентин РОМАНОВ, ректор МаГУ, профессор, доктор философских наук, выпускник историко-филологическго факультета Калининского пединститута:
– Наш филфак – та научно-образовательная структура, которая может представлять Россию на самом высоком мировом уровне со всех точек зрения: кадрового потенциала, просветительских возможностей, воздействия на все виды культуры. Пятнадцать докторов наук – такого в МГУ нет! Причем, молодой состав. Далее – как ни парадоксально, но без филфака, без грамотности, в широком смысле этого слова, нет подлинной культуры мышления, нет возможности реализовать то доброе, что в каждом из нас заложено. Филология – это стопроцентное наглядно-осязательное отражение того, чего стоит нация в целом. Наш филфак сформировал истинную интеллигенцию города – гуманитарную интеллигенцию, повлиял, наряду с комбинатом, на все сферы жизнедеятельности города. В магнитогорском характере, в магнитогорском менталитете важнейшая основа – филфаковская гуманитарная культура.
Любовь ПОНОМАРЕВА, декан филфака, профессор, доктор педагогических наук:
– Филология, как и математика, одна из базовых наук, а филологическое образование –универсально в силу того, что очень серьезна его гуманитарная составляющая. Вот, вероятно, почему наши выпускники способны работать в разных сферах. Знания, которые мы даем, востребованы везде. Мы учим работать со словом – художественным, публицистическим, учим общаться человека с человеком. Область нашего знания – язык. Состояние же языка –лакмусовая бумажка состояния общества. В какой-то момент почему-то решили, что все должны быть экономистами, причем срочнее срочного, как у нас это бывает. И появилось больше «левополушарников» – людей, у которых главными являются логическое мышление, прагматизм. В поколении, которое подрастает сейчас, правополушарников – тех, кто живет чувствами, мыслит образами, к сожалению, все меньше.
Александр ВЛАСКИН, заведующий кафедрой русской классической литературы, профессор, доктор филологических наук:
– Филология и общество взаимосвязаны: чем более культурна, качественна филология, тем культурней общество. Кроме того, ее невозможно отделить от мышления: чем более умное отношение к языку – тем более умная у нас культура. Сегодня мы переживаем переходный период, один из кризисных моментов в развитии языка и общества. Но это один из тех моментов, которых было уже немало, поэтому поводов для пессимизма нет. Так уж получилось, что в началах столетий такое случается – в начале XIX, XX веков, теперь вот в начале XXI. В язык проникали иноязычные стихии, что казалось катастрофой, как в то время, так и сейчас. Потом все переваривалось, ненужное отсеивалось, затухало, а нужное для жизни впитывалось, осваивалось и становилось достоянием нашего языка.
Вера СЕННИКОВА, заведующая кафедрой журналистики и речевой коммуникации, профессор, кандидат филологических наук:
– Самая главная функция журналистики, и шире – филологии, – воспитательная: не просто информировать общество, где, когда, кто и что и по какому поводу, а формировать нравственные, идеологические устои, культурную базу. И тут уже, в меру своих способностей, журналист должен себя найти: либо он специализируется в культуре, либо в политике, либо его профессия – социальные проблемы общества, которые глубоко надо знать. Для меня однозначно, что не может быть универсального журналиста. Хорошо написать о проблеме, в которой он не понимает ничего, человек не может, будь он хоть семи пядей во лбу. Так он превращается в ретранслятора, в пустое место, в столб телеграфный. Мне кажется, в журналистику должны приходить люди сформировавшиеся, с жизненным опытом, богатые личности, которым есть что сказать людям. И конечно, самое главное качество журналиста – порядочность, непродажность. Для меня это просто кредо, пункт номер один.
Наталья ГИЛЛЕР, служба экстренной психологический помощи, выпускница филфака:
– Филология учит думать, анализировать, учит учиться и просто элементарно грамотно говорить: ведь как говоришь, так и думаешь. Мне, по роду деятельности, русским языком надо владеть виртуозно, чтобы не только, например, отговорить позвонившего от дурного, но чтобы у него возникло желание жить. В широком смысле – «Быть иль не быть?» – вот с чем имеет дело филология...
Вот так, ни больше ни меньше. Вот такие они, питомцы 75-летнего юбиляра, гиганты красивой мысли, ценители хорошо сказанного и грамотно написанного, поклонники словарного богатства. И не со словом единым они работают, берите выше – в душу лезут! Литературным героям, простым гражданам, целому обществу, да всему человечеству, в конце концов.
Слушайте их и не говорите, что не слышали. Потому что они неправильного не скажут. Потому что осознают, что им доверена забота об одной из самых сокровенных и базовых вещей, сделавших и продолжающих делать человека человеком, – о слове.