АВАРИЯ НА ДОРОГЕ – всегда стресс для участников ДТП.
В первые часы, а иногда и дни после столкновения люди приходят в себя, оценивают ущерб, участвуют в утомительных бумажных процедурах. Казалось бы, закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, который действует в России уже несколько лет, должен был добавить порядка на дорогах. Во всяком случае – внести простоту и ясность в урегулирование отношений между виновником ДТП и пострадавшим. Но это – по замыслу законотворцев. На практике автодорожные баталии зачастую переносят с городских улиц в кабинеты страховых компаний. По мнению многих автоюристов, отдельные страховые компании всеми правдами и неправдами стараются занижать суммы страховых выплат. Помогают им в этом «карманные» оценщики, к которым страховщик направляет потерпевшего. Зависимый оценщик легко может запутать простого человека и при составлении отчета о восстановительной стоимости автомобиля сэкономить для страховой компании десятки тысяч рублей.
Самый распространенный прием – занижение стоимости нормо-часа на выполнение всего комплекса авторемонтных и окрасочных работ. Еще одна «фишка» находчивых оценщиков – отразить полуправду. В своем отчете оценщик как бы правдиво отмечает, что какая-то деталь пострадавшего автомобиля действительно нуждается в ремонте. Вот только вместо ремонта
4-й категории сложности (более сложной, а значит, затратной) он прописывает более дешевый ремонт 2-й категории. Такая же ситуация с перекосами проемов капота, двери или багажника. Более сложный перекос зависимым оценщиком классифицируется как несложный. Недополучив со страховой компании «кругленькую» сумму, автомобилист вынужден, восстанавливая машину, либо доплачивать за качественный ремонт из своего кармана, либо идти не в автоцентр, а в «гаражную» мастерскую. Более изощренные оценщики при составлении отчета, словно иллюзионисты, начинают манипулировать и подменять нормы времени ремонта (трудоемкости), установленные заводом-изготовителем.
Чтобы избежать нежелательных денежных потерь, автоюрист Владимир Дергунов советует пострадавшим в ДТП, собрав в кратчайшие сроки все необходимые документы, заключить договор с независимым экспертом-оценщиком на проведение осмотра автотранспортного средства, а уж затем информировать страховую компанию виновника аварии, представив ей отчет независимого оценщика о сумме ущерба. По закону такой отчет признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина стоимости ремонта, указанная в нем, – достоверной. Вот почему страховая компания, если у нее нет сомнения в том, что авария действительно была, обязана использовать его при принятии решения о страховой выплате. Свое несогласие с отчетом независимого оценщика страховщик имеет право доказывать только в суде. Однако и в этот, казалось бы, разумный механизм недобросовестные страховые компании пытаются привнести свое.
Культивируя правовые отношения, государство, без сомнения, решает одну очень важную задачу: пытается приучить наших людей не только жить по закону, но и защищать свои права и интересы всеми доступными законными способами. Надо сказать, что непосредственно в Магнитогорске уже есть прецеденты, когда, защищая имущественные интересы, люди отстаивают свою правоту в судах. Одно такое судебное решение вступило в силу на днях. Собрав все необходимые документы и получив отчет независимого оценщика о стоимости восстановления своего автомобиля «Ниссан Примера», пострадавшего в ДТП, гражданка Т. Носкова обратилась с заявлением о страховой выплате в компанию «Энергогарант». Выполнять свои обязательства, как того требует закон об «автогражданке», страховщик не торопился. Мало того, отчет независимого оценщика страховая компания «Энергогарант» направила, так сказать, на корректировку своему оценщику В. Иваненко. Тот, не моргнув глазом, взял и одним росчерком пера уменьшил сумму выплаты более чем на 12 тысяч рублей. Весь цинизм и абсурдность действий Иваненко вскрылись только в суде: оценщик «Энергогаранта» даже не участвовал в осмотре автомобиля, а судил о повреждениях по фотографиям. Суд посчитал такие действия незаконными, признал достоверными сведения, содержащиеся именно в отчете независимого оценщика, и обязал недобросовестного страховщика осуществить страховую выплату в полном объеме, а также взыскал с него все издержки.
Чтобы вытрясти со страховой компании деньги, пострадавший был вынужден обивать пороги различных кабинетов целых четыре месяца. Конечно, не каждый готов к таким испытаниям: судебные тяжбы отнимают много сил и времени. Именно этим и пользуются недобросовестные страховые компании, которые стараются отщипнуть себе «на хлеб» практически от каждой страховой выплаты. Вот почему тому, кто хочет избежать нежелательных последствий, заключая договор со страховой компанией, необходимо обращать внимание не на то, как быстро и с улыбкой вам выдали страховой полис. Гораздо важнее то, как вам помогли или помогут в трудную минуту, в полном объеме и без задержки выплатив страховку.