Комбинат за последние два года поставил не один рекорд по продажам в автопромышленную отрасль России, стран СНГ и за рубеж. В 2018 году объём реализации проката автопроизводителям составил 574 тысячи тонн, в 2019 году - 665 тысяч тонн, рост составил 16 процентов.
В общем объёме потребления металла Магнитки в 2019 году на долю российских автопроизводителей пришлось 542 тысячи тонн, иностранных - 75 тысяч тонн, на автопром стран СНГ - 48 тысяч тонн. Одним из крупнейших потребителей металла Магнитки считается ПАО "КамАЗ".
- По поставкам на КамАЗ самым рекордным был 2007 год, когда Магнитогорский металлургический комбинат отгрузил больше 164 тысяч тонн металлопроката, - рассказал начальник департамента внешнеэкономической деятельности и продаж предприятиям автомобильной промышленности Олег Федонин. - Потом на КамАЗе упал выпуск машин, соответственно, снизился спрос на металл ММК. Но за последние три года ситуация изменилась. В 2019 году показатели поставки продукции на производственную линию КамАЗа выросли до 90 тысяч тонн - рост по сравнению с 2018 годом составил 23 процента.
КамАЗ - лидер по производству большегрузных автомобилей, автобусов, специализированной техники, и участие ПАО "ММК" в их производстве важно. Тем более что среди трёх основных поставщиков, к числу которых относится Северсталь и Новолипецкий металлургический комбинат, доля проката Магнитогорского металлургического комбината выросла с 57 до 72 процентов. Если в 2018 году поставки перешли пятидесятипроцентный рубеж, то в 2019 году без малого три четверти проката, поставляемого на производство грузовиков, отгрузило ПАО "ММК". Это более чем красноречиво говорит о взаимовыгодном сотрудничестве. Стоит отметить, что доля поставок ПАО "ММК" увеличилась не только на КамАЗ, но и на все предприятия автопромышленного комплекса России - с 49 до 54 процентов. По сути, каждый второй автомобиль в России, включая зарубежные бренды, собирается из магнитогорской стали.
На координационном совете, где диалог ведут технологи, коммерческие структуры обоих компаний - ПАО "ММК" и ПАО "КамАЗ", - обсуждали вопросы взаимодействия, новые марки стали, технические решения, модернизацию и закупку оборудования, своевременность поставок.
ПАО "КамАЗ" на своих производственных площадках использует широкий ассортимент продукции Магнитки.
- Атмосфера координационного совета помогает выстроить отношения, которые в дальнейшем помогут работать более продуктивно, - считает директор департамента закупок металла ПАО "КамАЗ" Денис Кочнев. - Намеченные планы потребуют модернизации производства на обоих предприятиях. На КамАЗе это линии по созданию каркасов кабин SFTP, по производству лонжеронов - рам для грузовиков. Эти проекты нуждаются в металле - оцинкованном прокате и высокопрочной стали, поэтому надеемся на продукцию ММК. Чувствуется заинтересованность со стороны магнитогорских металлургов, которые предлагают более современные технологические решения. ММК - давний партнёр Камского автозавода, и магнитогорским металлургам мы доверяем и в плане качества, и в ценовой политике.
ММК отгружает металлопродукцию для изготовления деталей большегрузов с разных переделов: листопрокатных цехов № 5, 8, 11, стана "2000" горячей прокатки.
- Магнитогорский комбинат вышел на лидирующие позиции по поставкам металлопродукции для Камского автозавода благодаря балансу цены и качества - важного показателя коммерческой составляющей сотрудничества, - считает исполняющий обязанности заместителя генерального директора ПАО "КамАЗ" по закупкам Равиль Ибрагимов. - Сейчас важно получить предложение по высокопрочной стали, которая будет идти на новую линию лонжеронов, куда требуется порезанный на штрипсы соответствующих размеров рулонный горячекатаный прокат. Кроме того, очень перспективное направление - производство кабины К5, разработанной на основе каркаса кабины Mercedes Benz Actros четвёртого поколения. Построена новая линия, где работают более ста роботов. Этому современному производству нужна качественная металлопродукция, которую может предоставить ММК.
Итогом координационного совета стал договор о намерениях. Это своеобразная дорожная карта: план работ до конца 2020 года с конкретными сроками и ответственными.
Следующая встреча должна состояться осенью. Планируется провести её на площадке ПАО "КамАЗ", где обсудят выполнение принятых обязательств обеих сторон и стратегию действий на 2021 год.
- Система координационных советов работает со всеми ключевыми клиентами, - объяснил заместитель генерального директора ПАО "ММК" по продажам Сергей Ушаков. - В этом формате намечаем план партнёрских отношений на ближайшие полгода. С Камским автозаводом несколько лет не проводили таких встреч, поскольку предприятие выпускало один марочный ряд и ни в чём новом от производителей металлопроката не нуждалось. Теперь КамАЗ вышел на новый уровень общения, заключил договор сотрудничества с Mercedes Benz и модернизирует производство. Поскольку есть необходимость, чтобы покупатель заранее давал ориентир, какие компетенции нам развивать, и проводятся координационные советы. Идея таких встреч больше заключается в развитии технических отношений, нежели коммерческих. Много пунктов протокола посвящены взаимоотношению с различными институтами, занимающимися разработками новых позиций. Это работа на опережение: заранее предусмотреть потребность покупателя. Это, кстати, немаловажный фактор, привлекающий партнёров. Для Камского завода ММК близок географически и обеспечивает своевременность поставок. Логистика важна, поскольку влияет на обеспечение производственных линий. КамАЗ - стратегически важный партнёр Магнитогорского металлургического комбината. Тандем ММК-КамАЗ обоюдовыгоден и позволяет каждой стороне находить новые грани развития и с уверенностью смотреть в будущее.