Вчера возле дома № 37 по улице Комсомольской было многолюдно. Представители районной администрации и городского совета ветеранов, родные, знакомые и друзья строителя и патриота Николая Блуметича собрались, чтобы почтить его память.
Открытие мемориальной доски приурочили к дню рождения – 24 ноября Николаю Блуметичу исполнилось бы 93 года. Родился он в 1928-м – в Хорольском районе Приморского края, в большой крестьянской семье. Мать растила семерых детей одна, так что цену труду и куску хлеба Николай познал сызмальства. В 1952 году он окончил Новосибирский институт военных инженеров, получив специальность инженера-строителя. Был направлен в Оренбург мастером восстановительного поезда строительного управления № 1. Затем переведён в Орск, где прошёл путь от начальника колонны МПС до начальника строительного управления. В 1965 году Николай Блуметич назначен главным инженером треста «Магнитогорсктрансстрой», с 1974 по 1990 годы возглавлял это предприятие.
Под его руководством введено в эксплуатацию 1648 километров железных дорог, электрифицировано свыше 1500 километров железнодорожных путей, возведены десятки мостов, железнодорожных станций, ряд крупных объектов производственного и гражданского назначения в Казахстане и Башкирии, Челябинской, Курганской и Оренбургской областях.
В нашем городе под его руководством были построены вокзал и аэропорт.
– Николай Петрович был специалистом высочайшей квалификации, – вспоминает заслуженный металлург РФ Анатолий Макеев. – Работа у него, несмотря на руководящий статус, была трудная: всё время на объектах. Ночевать приходилось в бараках и строительных вагончиках, ездить по бездорожью. Он был простым человеком, абсолютно не чванливым. Но случалось видеть его и в гневе. Когда кто-то допускал промах по незнанию, он отправлял учиться, а если по халатности – всё, разноса не миновать. Но позже подходил, объяснял провинившемуся, что тот подвёл не его, Николая Петровича, а весь коллектив. Когда начиналась новая стройка, возникали проблемы с проектированием, встречались отклонения, нестыковки, а процесс уже запущен, стройка идёт, поэтому требовалось быстро вносить коррективы. У другого руководителя бы руки опустились, но Блуметич не искал виноватых, а собирал штаб и спрашивал: «Мужики, что будем делать? Ваши предложения?» А в компании был весёлым, душевным человеком. Мог и спеть, и сплясать, и на гармошке сыграть.
Николай Блуметич умел организовать людей на серьёзную работу и совершенно не терпел разгильдяйства.
– Прекраснейший человек, умный, демократичный, – вспоминает о Николае Петровиче его бывший водитель Радик Мирясов. – Я проработал с ним десять лет. Обедали вместе, ездили вместе, только хорошее вспомнить о нём могу. На «волгаре» мы объездили с Николаем Петровичем все объекты в радиусе тысячи километров от Магнитогорска. Он никогда не довольствовался докладами, а стремился увидеть и оценить ситуацию лично. Приятно, что на доме, где Николай Петрович прожил более тридцати лет, появится мемориальная доска, он достоин, чтобы о нём помнили.
– С Николаем Петровичем познакомился в 1977 году, когда молодым специалистом приехал в Магнитогорск, в трест «Магнитогорсктрансстрой», – продолжает череду воспоминаний бывший главный инженер треста «Магнитогорсктрансстрой» Владимир Гурин – в Магнитогорске тогда строили мало, поэтому меня направили в Белорецк, на линию. Николай Петрович постоянно присутствовал на объектах, которые подлежали сдаче. Там обычно было много проблем, но он всегда нам помогал, где словом, где делом. С ним было приятно работать, потому что любой вопрос, с которым к нему обращались, решался. Своим трудом он заслужил, чтобы его помнили.
Николай Блуметич участвовал в строительстве железнодорожной линии Белорецк–Карталы, железной дороги Кустанай–Урицкое с вокзалами и станционными сооружениями, в электрификации железной дороги Целиноград–Магнитогорск.
В Магнитогорске под его началом были построены железнодорожный вокзал, аэропорт, жилые дома, школы и детские сады, железнодорожная поликлиника и больница, стоматологическая поликлиника № 2, хирургический корпус четвёртой городской больницы, началось строительство онкологического диспансера.
– Трест «Магнитогорсктрансстрой» внёс большой вклад в развитие Магнитогорска и ММК, – рассказывает сын Н. П. Блуметича Юрий, много лет проработавший начальником строительно-монтажного поезда-216. – Когда шло строительство ККЦ, трест проводил реконструкцию железнодорожных путей, на протяжении многих лет участвовал в возведении значимых городских объектов. Много сделал Магнитогорсктрансстрой для развития посёлка Железнодорожников. Практически половина жилья там построена трестом. Отец был грамотным и очень упорным человеком, требовательным к себе и людям, но при этом душевным, чутким к проблемам своих сотрудников. Его многочисленные регалии и награды говорят о нём лучше всяких слов. Отец стал зачинателем строительной династии, вслед за ним в профессию пришли мы с братом и мой сын.
На протяжении всей своей трудовой биографии Николай Блуметич активно занимался рационализаторской деятельностью. Его предложения по повышению эффективности и снижению себестоимости работ были внедрены на строительстве железнодорожной ветки Белорецк–Карламан. В 1976 году трест «Магнитогорсктрансстрой», которым он руководил шестнадцать лет, был награждён орденом «Знак Почёта», в 1980 году – почётным юбилейным знаком ВДНХ СССР. Сам Николай Блуметич отмечен званием «Почётный транспортный строитель», награждён орденом Трудового Красного Знамени, золотой медалью ВДНХ СССР, медалями «За освоение целинных и залежных земель», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». В 1989 году ему присвоено звание «Персональный пенсионер республиканского значения».