Понятие "нелегальный перевозчик" в скором времени можно будет применять не только к маршрутчикам, но и к водителям легковых такси.
С 1 сентября 2011 года автомобили с шашечками смогут выезжать на работу только при наличии разрешения на перевозку пассажиров. Уже с нового года к тем, кто таксует без дозволения, начнут применять карательные санкции.
О том, что рынок легковых такси необходимо подводить под один общий знаменатель, говорили не один год. Слишком уж он стал пестрым и жил по собственным законам. Судите сами: в Магнитогорске сегодня работают порядка сорока фирм, осуществляющих частный извоз. И это без учета тех, кто подрабатывает неофициально, прикупив на рынке за 200 рублей шашечки, а то и вовсе обходясь без них. В таких условиях страдает не только бюджет, недополучающий доходы от теневого бизнеса, но и безопасность пассажиров. Случаи, когда люди пропадают без вести, садясь в такси, к сожалению, случаются с пугающей регулярностью.
Поэтому принятие Дмитрием Медведевым закона № 69 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", который содержит в себе революционные для рынка таксомоторных перевозок пункты, - шаг необходимый и где-то даже запоздалый. Но сами таксисты считают, что новые правила приведут лишь к удорожанию поездок, а порядка на дорогах больше не станет.
Отправной точкой к переменам можно считать принятые в июле 2005 года Государственной Думой поправки в закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", отменяющих обязательное лицензирование такси. С того времени постоянно велись споры о правильности такого решения. Сторонники работы по принципу "захотел и поехал бомбить" говорили о необходимости конкуренции, о возможности вхождения на рынок большего количества предпринимателей. Противники в качестве главных аргументов предъявляли отсутствие у "серых" перевозчиков отлаженной системы технического и медицинского контроля.
- Когда начиналась маршрутная революция, много говорили о том, что крупные перевозчики "крышуют" своей лицензией мелких предпринимателей, - посвящает нас во внутреннюю кухню таксист со стажем Сергей Головин. - У таксистов было примерно то же, пока лицензирование не отменили. Сейчас работать могут все, и порядка, конечно, не хватает. Но лично мне не совсем ясно, как государство планирует бороться с "бомбилами"? Всегда можно сказать, что везу знакомого - пассажир подыграет. Поэтому я сильно сомневаюсь, что новые правила очистят рынок от тех, кто подрабатывает от случая к случаю.
С водителем сложно не согласиться в части отсутствия должного регулирования деятельности фирм, осуществляющих частный извоз. С 1 сентября ситуация должна измениться, причем мягким закон назвать язык не повернется. Осуществлять перевозки смогут предприниматели, получившие разрешение в контролирующем органе (в каком именно, в областном правительстве пока не решили). Причем право "таксовать" будет распространяться только на регион, выдавший разрешение. То есть на Банное, расположенное на территории Башкирии, уже не пово-зишь. Правда, есть лазейка в виде межрегионального соглашения, заключение которого позволит расширить границы действия разрешения.
Все машины, на которых будет дозволено осуществление перево-зок, должны быть либо собственностью компании, либо взяты в лизинг. На кузов автомобиля следует нанести цветографическую схему (шашечки), и высока вероятность того, что область дополнит это требование необходимостью приведения всех машин к единой цветовой гамме. Кроме того, каждое авто надлежит оборудовать таксометром. Все пассажиры после поездки на руки будут получать кассовые чеки либо квитанции на бланках строгой отчетности. Особые требования - к водителям, чей стаж управления транспортным средством категории "Б" должен составлять не менее трех лет.
По крупным городам страны уже покатилась волна протестов не против закона, а против сроков его исполнения. Руководители крупных компаний заявляют о необходимости влезать в кредиты, чтобы к 1 сентября вписаться в новые правила игры. В Магнитогорске, впрочем, пока никакой паники в лагере частных перевозчиков не наблюдается. Во многом это связано с неопределенностью: механизм выдачи разрешений до сих пор находится на согласовании в кабинетах областного правительства.
- Мы все же рассчитываем на ряд послаблений, закон слишком жесткий, - комментирует потенциальные нововведения Мария Рыбальченко, инспектор по кадрам компании "Такси Леди". - Например, Магнитогорск не такой большой город, чтобы обязательно устанавливать в машины таксометры. Расширенную оценку предстоящим изменениям дать пока трудно: никто толком ничего определенного еще не знает.
И все же в целом руководители фирм-перевозчиков принятие закона одобряют, но с весомой поправкой: если он будет работать. Дмитрий Медведев обратил свое внимание на такси после истории с запредельными ценниками, которые столичные "бомбилы" выставили за свои услуги во время январского теракта в аэропорту Домодедово. Очевидно, что закон в первую очередь направлен на выдавливание с рынка таких вот шабашников-спекулянтов, но те, кто давно в этом бизнесе, сомневаются, что их станет меньше: доказать факт перевозки будет очень сложно.
- Мне довелось и неофициально таксовать, и под крышей компании трудиться, - рассказывает Сергей Головин. - Есть категория водителей, которые годами сочетают основное место работы с частным извозом. Им проще иметь свободные руки, выходить на заработки когда бог на душу положит. Общался с мужиками: их новый закон не колышет. Как работали втемную, так и будут.
Правительство рассчитывает расчистить рынок от "нелегалов" крупными штрафами. Не выдал пассажиру чек, плати: водитель - 1000 рублей, должностное лицо - 10000 рублей, юридическое лицо - 30000 рублей. За отсутствие разрешение на работу таксиста предусмотрен штраф в 5000 рублей.
Разрешения будут выдаваться минимальным сроком на 5 лет по заявлению юрлиц или индивидуальных предпринимателей. С 2014 года планируется выдавать их по квоте с учетом потребностей городов - вот тогда у мелких компаний могут начаться проблемы. Разрешение сверх квоты можно будет получить с 2015 года на аукционе, следовательно, бюджет будет заинтересован в жестком квотировании.
Что касается возможного роста стоимости проезда в такси, то пока руководители компаний отвечают на этот вопрос уклончиво. Однако очевидно: чтобы получить разрешение, необходимы серьезные вложения, которые не могут не отразиться на конечном потребителе. Так что для горожан таксомоторная революция наверняка обернется удорожанием услуги. Впрочем, безопасность и комфорт стоят того, чтобы за них доплатить в разумных пределах.