ПОДПИСНАЯ КАМПАНИЯ на вторую половину 2007 года показала, что крупнейший участник рынка подписки, призванный быть проводником интересов государства на информационном поле страны, не ослабляет тарифные вожжи.
В марте этого года в Совете Федерации состоялся «круглый стол», на котором обсуждали актуальные вопросы развития региональных СМИ. Особое внимание вызвали вопросы подписки и взаимодействия с Почтой России. «Отношения региональной прессы и Почты России выстраиваются достаточно сложно», – сказала, предваряя серьезный разговор, председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмила Нарусова. Это верно. Непросто складываются отношения со СМИ и у почтовиков Магнитки. «Магнитогорский рабочий», разочаровавшись в качестве их услуг, давно пользуется собственной службой доставки газеты подписчикам. Есть такие службы и у других городских печатных изданий. Много жалоб вызывает работа почтовиков и у подписчиков «Магнитогорского металла», так что впору тоже создавать свою службу распространения. Но принимавший участие в разговоре за «круглым столом» генеральный директор Почты России Игорь Сырцов полагает, что его ведомство идет правильным курсом.
«Несмотря на обвинения в том, что тарифы почты душат распространение периодики по подписке, – заявил он, – следование единой политике по распространению периодической печати и правильно организованная работа привели к тому, что по результатам подписной кампании на второе полугодие 2006 года нам впервые (впервые! – Прим. авт.) удалось остановить падение подписных тиражей. А по результатам подписной кампании на первое полугодие 2007 года за многие-многие годы мы впервые получили рост тиражей более чем на четыре процента… Сегодня по-прежнему обсуждается вопрос о выработке мер государственной поддержки распространения периодической печати по подписке. Надеюсь, что такие меры будут разработаны и утверждены и вопрос субсидирования доставки будет решен. Претензии по поводу того, что почта должна делать это за свой счет, не совсем понятны. По официальным данным федеральной антимонопольной службы, выполняя эту услугу, мы имеем сегодня убытки в размере 3,2 млрд. рублей. Не враги мы вам и никоим образом не хотим усложнять вам жизнь. Наиболее прибыльные сегменты работы на рынке распространения уже разобраны агентствами по распространению печати. Вы же претендуете на то, чтобы мы в значительной степени увеличили трудоемкость по договорной работе в интересах колоссального количества клиентов, не получая возмещения за эту работу».
Действительно, есть альтернативные компании, которые регулярно отбирают у Почты России в период подписки «жирные куски», в том числе и в нашем городе. Легко выигрывает, например, торги Южноуральская почта – частная коммерческая структура с головным офисом в Челябинске. В итоге победителям достаются выгодные клиенты – предприятия, которым и доставлять периодику намного проще. «Нам остаются одни расходы, – не без зависти ворчит руководитель Магнитогорского почтамта Юрий Кухаренко. – Получается, что мы вынуждены доставлять по экземпляру где-то в поселках, по бездорожью, а они просто привезли предприятию ящик с корреспонденцией, где и дорогие газеты, и дорогие журналы, – и порядок».
Однако виной тому не столько «происки» конкурентов, сколько неуклюжая ценовая политика боссов Почты России и избыточно жесткая централизация управления, которая в период подписки вяжет специалистов любого почтамта по рукам и ногам. На конкурсный отбор распространителей периодики представитель почтовиков отправляется с документом из Москвы, в котором указана конкретная подписная цена того или иного издания.
А конкурент из альтернативной структуры, если речь идет, например, о подписке для крупного предприятия, говорит, что готов оказать услугу за меньшую сумму, и он уже «на коне», потому что представителю почтовиков, чтобы сбросить с первоначально заявленной суммы хотя бы несколько рублей, надо минимум десяток дней на согласование с центром. Тогда как «поиграть» ценой и скинуть лишний жирок с тарифа, заявленного московскими стратегами, можно бы вроде не раз.
Возьмем, например, газету «Известия». Для подписчиков, имеющих подписной абонемент на совокупный период не менее 12 месяцев, объявленная каталожная цена с доставкой до адресата – 461 рубль с копейками, а затребованная Почтой России подписная – 1222 рубля, то есть чуть не втрое (!) больше. С доставкой до абонентского ящика в отделении связи при той же каталожной сумме подписная цена «Известий» – почти 1146 рублей. Для остальных индивидуальных подписчиков доставка газеты до адресата стоит ровно 1332 рубля. Предприятиям и организациям подписка с доставкой до адресата была предложена по цене 1600 рублей – без малого вдвое дороже каталожной.
Доставка до адресата газеты «Труд» индивидуальным подписчикам оценена Почтой России в 870 рублей при каталожной стоимости 516 рублей, а «Российская газета» – в 960 рублей, что тоже почти втрое выше каталожной цены. Для индивидуальных подписчиков, имеющих в общей сложности подписной абонемент не менее 12 месяцев, редакция «Российской газеты» сбросила стоимость подписки до 306 рублей, но Почта России прибавила к этой сумме еще дважды по столько, и получилось в итоге в три раза дороже – 936 рублей.
А теперь сравните цены полугодовой подписки для индивидуальных подписчиков в местном филиале агентства «Роспечать»: «Известия» – 618 рублей, «Российская газета» – 270, «Труд» – 612. Чувствуете разницу?
«Так ведь Почта России, – скажет иной ее добровольный «адвокат», – доставляет газеты в домашний почтовый ящик, а Роспечать – только до своего газетного киоска, до которого надо еще добраться». Но доставка, например, «Известий» до абонентского ящика в отделении связи, которое далеко не всегда находится в двух шагах от дома, тоже оценена ею, как видим, совсем недешево – в 1146 рублей, тогда как «прогулки» до газетного киоска обойдутся вдвое дешевле. Значительно дешевле, между прочим, обходится в Роспечати подписка на периодику и предприятиям. Хотя этому агентству тоже «есть куда деньги девать». Достаточно сказать, что местному филиалу предстоит пережить программу модернизации и замены киосков, а она потребует весьма обременительных расходов: один новый киоск стоит около миллиона рублей.
«Работы с подпиской, конечно, очень много, – говорит директор магнитогорского филиала Роспечати Любовь Бородина. – А что касается дохода от нее… – задумалась на минутку и подчеркнула решительно: – Но мы не в убытке – это точно. Мы и не преследуем цель – непосредственно от подписки обязательно получить большой доход. Тут ведь что главное? Подписчик сразу на полгода дает нам свои деньги за будущие услуги – пусть небольшие суммы, но он, получается, кредит нам дает. Так что же, еще и наказывать его за это повышением стоимости нашей работы»?
Вот тут, пожалуй, и зарыта собака. Технологический цикл в Роспечати при работе с подписными изданиями в принципе тот же, что и у почтовиков. И цена на услуги тоже рождается не в здешнем филиале, а в Москве. Но в столичных кабинетах Роспечати и Почты России, выходит, по-разному оценивают рыночные реалии. И даже если по результатам очередной подписной кампании у Почты России будет повод рапортовать о росте тиражей периодики, она останется «автором» тарифов, которые, с одной стороны, душат СМИ разного ранга, а с другой, негативно сказываются на доходах самих почтовиков. Тарифы, судя по всему, могут быть менее жесткими при более приемлемом качестве услуг.
АЛЕКСАНДР ЮДИН, фото ДМИТРИЯ РУХМАЛЕВА.
Нашей редакции, наконец, удалось найти компромисс с почтой. Руководитель Магнитогорского почтамта Юрий Кухаренко даже изыскал возможность, чтобы сделать доплату почтальонам, разносящим подписчикам «Магнитогорский металл». Но за нами – ММК, градообразующее предприятие. Другим газетам найти компромисс с почтовиками гораздо сложнее...