Строго говоря, "Ласточка" не впервые "пролетела" по маршруту "Челябинск-Магнитогорск". Тестовый "полёт" прошёл ещё 30 сентября 2019 года. Однако предполагалось, что доступным для пассажиров данный вид перевозок станет только в начале 2021 года. Получилось раньше.
Исторический день
Первых пассажиров "Ласточки" на платформе пригородного вокзала Челябинска встречали с оркестром и воздушными шарами. В торжественном событии приняли участие представители правительства и Законодательного собрания региона, а также руководство Южно-Уральской железной дороги, филиала АО "РЖД". Первым со знаковым событием собравшихся на платформе пригородного вокзала поздравил начальник ЮУЖД Анатолий Храмцов, отметивший в своём выступлении:
- Проект, задуманный совместно с правительством Челябинской области, сегодня берёт старт. На первый взгляд, он прост: есть два города на территории Челябинской области, эти два города нуждаются в дополнительном транспортном сообщении. На сегодня проект с технической точки зрения реализован полностью.
Заместитель губернатора Челябинской области Сергей Шаль назвал открытие железнодорожного сообщения между Челябинском и Магнитогорском историческим событием. Ведь долгое время два крупнейших города региона связывали только автобусные маршруты и поезда Нижний Тагил-Адлер и Адлер-Нижневартовск, следующие по маршрутам три раза в неделю. В прошлом году губернатор региона Алексей Текслер дал поручение наладить железнодорожную связь между Магнитогорском и Челябинском.
- Это даст возможность соединить наши и без того родственные города новым видом транспорта, - уточнил вице-губернатор. - Безусловно, это очень удобно и комфортно. Совершенно другой уровень сервиса. Уверен, что "Ласточка" будет пользоваться спросом и популярностью.
Первый заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области Александр Лазарев добавил, что "Ласточка" сможет объединить все территории юга Челябинской области, что позволит не только улучшить качество передвижения по региону, но и развивать туризм на Южном Урале.
- Для подготовки проекта были обучены локомотивные бригады, модернизована инфраструктура для обслуживания состава, - рассказал начальник центральной дирекции моторвагонного подвижного состава Андрей Казаков. - "Ласточка" - это скорость, комфорт и безопасность.
Перевозчиком на маршруте выступила АО "Свердловская пригородная компания" - "дочка" АО "РЖД". Генеральный директор Роман Бараковских подчеркнул, что проект был инициирован губернатором Челябинской области. А АО "СПК", как подрядчик, постарался воплотить в проекте самые современные технологии и сервисы, чтобы пассажиру в поездке было удобно, комфортно и интересно.
Главное - комфорт
Даже места класса "стандарт" в новой "Ласточке", по сравнению с автобусными перевозками, будут невероятно комфортными. Удобные сиденья с подлокотниками и электророзетками, климат-контроль, подъёмник для маломобильных пассажиров, большие панорамные окна, экологические, чистые туалеты, системы обеззараживания воздуха, багажные отсеки. Плюс можно подключиться к мобильному медиасервису "Ласточка-центр" с бесплатными фильмами, аудиокнигами, музыкой. Прорабатывают вопрос наполнения сервиса туристическим контентом.
Действуют видеоэкраны, установленные в каждом вагоне. Пока они транслируют только социальные ролики, посвящённые безопасности на железной дороге. В дальнейшем, скорее всего, будут показывать и более интересное видео. Также электронные табло в вагонах указывают всю актуальную информацию: время, температуру "за бортом" и ближайшие остановки. По маршруту следования их будет три: по минуте поезд задержится в Троицке и Тамерлане, пятиминутная остановка запланирована в Карталах.
Также пассажиры смогут воспользоваться услугами буфета на пути следования. В дороге поезд сопровождают два сотрудника охраны. Они не допустят нештатных ситуаций в пути, а заодно напомнят всем пассажирам о необходимости надеть защитные маски. Забывчивым пассажирам маски, к слову, с удовольствием предоставят проводники.
- Очень нравится, уже попробовали, посидели, - поделилась первыми впечатлениями пассажирка Татьяна Резник. - Такого комфорта, честно говоря, не ожидала. Живу в Карталах, часто навещаю детей, внуков. Теперь буду добираться быстрее. Здесь безопасно, удобно, особенно когда едешь с ребёнком - это очень много значит. И цена приемлемая. "Бла-бла-кар" стоит 500 рублей, но это же опасно!
Во время экскурсии особо было подчёркнуто: "Ласточка" на 90 процентов отечественного производства и содержит лишь десять процентов импортных узлов и деталей. Немаловажно, что в конструкции поезда учтены все требования пассивной безопасности. Более того, если окажется, что имеющихся 354-х мест будет недостаточно для удовлетворения пассажирского спроса, к пяти имеющимся вагонам можно будет присоединить дополнительные без потери мощности.
Сколько стоит "полёт"
Комфортная и безопасная поездка из Челябинска в Магнитогорск и обратно обойдётся незначительно дороже частных перевозок. Тарифы для пассажиров установлены министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. Действуют все федеральные и региональные льготы, в том числе скидка 50 процентов на проезд для студентов и школьников. Маршрут "Челябинск-Магнитогорск" по тарифу "стандарт" стоит 750 рублей. В поезде 12 мест бизнес-класса в отдельном помещении салона с эргономичными креслами с подголовниками, светильниками, столиками и розетками. Обойдётся такое удовольствие 1990 рублей. Стоимость билетов по всем маршрутам следования "Ласточки" можно посмотреть на сайте АО "СПК". И там же приобрести. Также билеты доступны к продаже в пригородных кассах железнодорожных вокзалов, в терминалах самообслуживания и мобильном приложении "Пригород". Для покупки билета необходим документ, удостоверяющий личность. Из Челябинска поезд отправляется в 17.55, время прибытия в Магнитогорск - 22.15. Время в пути - 4 часа 20 минут с учётом всех остановок, за это время электричка проедет 417 километров. Обратно "Ласточка" отправляется рано утром - в 6.32, а прибывает в столицу Южного Урала в 10.52 утра. Поезд будет курсировать ежедневно.
"Ласточка" против "бла-бла-кара"?
Сможет ли конкурировать новый поезд с частными перевозчиками? Пока ответ скорее утвердительный. Всё-таки комфорт и безопасность - важные составляющие поездки. Достигая максимальной скорости 160 километров в час, электропоезд сохраняет плавность хода, ускорения и торможения. Средняя скорость его движения составляет около 100 километров в час. На вопрос, почему поезд не запустили раньше, Сергей Шаль ответил:
- Потребовалось время на подготовку железнодорожных путей, более половины по маршруту Челябинск-Магнитогорск пришлось ремонтировать. Знаем, что перед Новым годом особая активность у граждан на поездки, и "Ласточка" будет пользоваться большим спросом.
Он отметил, что конструкторам удалось решить проблему, делавшую железнодорожное сообщение с Магнитогорском нерентабельным. Дело в том, что часть пути находится под постоянным электрическим током, часть - под переменным. Для поездки раньше нужно было задействовать два локомотива, из-за чего время в пути растягивалось. Новый электропоезд может ехать как на переменном, так и на постоянном токе. Так что "Ласточка" смело может конкурировать с автомобильными перевозчиками и в плане скорости, и в плане финансовом с учётом льгот, а уж о комфорте и безопасности просто говорить не приходится. Возможно, в дальнейшем будет скорректировано и время отправления.
Кстати, первого пассажира новой "Ласточки" ждал сюрприз - подарок от перевозчика. Он достался Валентине Ивановне Деревянко. Она объяснила: едет в Магнитогорск в гости, билет купила ещё 1 ноября.
- Долго электричку ждала, с лета следила за этой новостью. Наконец-то дождалась. Очень удобно добираться. Время устраивает вполне. Теперь только на "Ласточке"!