В ДЕКАБРЕ прошлого года из полугодовой командировки в Чечню вернулся сотрудник пресс-службы нашего УВД капитан милиции Григорий Сусарин. Его материал – попытка проанализировать события, происходящие на Северном Кавказе.
За две недели июня 2006 года на Ближнем Востоке и Северном Кавказе произошли события, которые, на первый взгляд, не связаны друг с другом. Речь идет об уничтожении эмира «Аль-Каиды» в Ираке Абу Мусаб аз-Заркави и главного эмира всех джамаатов Северного Кавказа Абдул-Халим Сайдулаева, который еще именовался «президентом самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия».
Эти зловещие фигуры были несопоставимы. За голову аз-Заркави американцы обещали 25 миллионов долларов. Уничтожение Сайдулаева обошлось российской казне значительно дешевле – в полторы тысячи рублей. Для американских военных ликвидация аз-Заркави была равнозначна уничтожению главнокомандующего экстремистского подполья и организации сопротивления в Ираке. Для российских спецслужб уничтожение Сайдулаева стало лишь одним из значимых эпизодов в череде спецопераций по ликвидации главарей банд-групп. Тем не менее, они оба являлись лидерами, можно сказать, знаковыми фигурами различных террористических организаций.
Несмотря на высокий титул, Абдул-Халим Сайдулаев был малоизвестной фигурой среди главарей боевиков и, скорее, занимал в террористической иерархии Северного Кавказа «полувиртуальное» положение. Именовался президентом, а на деле – пятый или шестой в списке известных бандглаварей после Басаева, Доку Умарова или араба Абу Хавса. «Сайдулаев не имел никакого реального влияния на ситуацию в Чечне, – комментируя факт уничтожения Сайдулаева, говорил Алу Алханов, на тот период (лето 2006 года) являвшийся президентом Чеченской республики. – О нем жители республики практически ничего не знали. Единственная цель, к которой стремился Сайдулаев, подрыв стабильной ситуации, ее осложнение».
Почему непримиримых боевиков возглавил малоизвестный командир? Ответ, наверное, надо искать в нынешней идеологии бандитского подполья на Северном Кавказе. Точнее, в идейно–политическом и психологическом кризисе. Это стало ясно после событий в Беслане, где бандиты продемонстрировали лютую жестокость по отношению к детям. Тогда это настолько ошеломило мировую общественность, что она наконец-то разглядела бандитскую сущность так называемых борцов за свободу. И, главное, этот изуверский теракт показал народам Северного Кавказа, что можно ожидать от сторонников ваххабизма, которые мечтают построить независимое ичкерийское государство. Идеи этнического национализма среди бандитов уходят на второй план. На первый выходят идеи своеобразного исламского интернационализма. Чеченское движение в нем не является главным, оно лишь часть общего исламистского движения. На этом фоне в Чечне сформировалось новое поколение боевиков, которое обладает уже ментальностью мусульманских фундаменталистов. Поэтому не случайно после уничтожения 8 марта 2005 года в селении Толстой-Юрт Аслана Масхадова – прежнего «президента самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия» – боевиков возглавил Сайдулаев. Известно, что учился он у чеченских богословов, после чего сам оказался в роли учителя, наставляя молодежь. Поступил на филологический факультет Чеченского университета, но окончить его не успел.
В период, когда власть в республике захватили сепаратисты, он активно выступал с религиозными проповедями по чеченскому телевидению, возглавлял исламский джамаат города Аргун и некоторое время даже был имамом аргунской мечети. Довелось Сайдулаеву побывать в Саудовской Аравии, где располагается немало организаций, оказывающих финансовую и идеологическую поддержку радикальным исламским движениям. Являясь активным сторонником идей «джихада против неверных» и создания независимого исламского государства на территории Северного Кавказа, он выдавал фетвы (духовные послания), оправдывавшие совершение боевиками террористических актов. О религиозных убеждениях Сайдулаева можно судить по такому факту: летом 2001 года он участвовал в убийстве имама мечети Насрутдина.
Как тут не провести аналогию с эмиром «Аль-Каиды» в Ираке аз-Заркави. Будучи неудачливым бизнесменом в Иордании, он решил заняться вооруженной борьбой против «неверных» в Афганистане, где воевал против советских войск. Семь лет провел в иорданских тюрьмах, где «превратился» в фанатичного верующего, и в 2003 году заявил о себе, как о лидере группировки «Монотеизм и священная война». Вера аз-Заркави проявляется в его делах. В иракском городе Эн-Наджафе он организовал взрыв у входа в мечеть имама Али. В результате теракта погибли 85 человек, в том числе священнослужитель – аятолла Мухаммад Бакр аль-Хаким.
География разная, но злодеяния аз-Заркави, Сайдулаева и им подобных – одинаковы. По имеющимся оперативным данным, Абдул-Халим Сайдулаев в 2001 году принимал активное участие в убийстве водителя такси в поселке Старые Атаги; в феврале 2002 года в этом же населенном пункте в составе бандгруппы совершил убийство нескольких сотрудников ФСБ; в сентябре 2002 года совершил убийство начальника поселкового отдела милиции в Грозненском районе. Участвовал в организации вооруженного нападения на Ингушетию в 2004 году, во время которого были убиты десятки, сотни получили ранения. Его подозревали в похищениях людей, в том числе гражданина США Кеннета Глака – представителя международной общественной организации «Врачи без границ».
Иначе поступал с гражданами США аз-Заркави. В 2004 году собственноручно обезглавил двух американцев – Николаса Берга и Юджина Армстронга, которые помогали восстанавливать разрушенную иракскую промышленность.
Уничтоженные лидеры террористических организаций представляли опасность не только как организаторы массовых убийств. Сторонников ваххабизма они вербовали среди молодежи: извращая религиозные догмы, завлекали денежными посулами или угрожали расправой. Опутав кровавой порукой, уже никого не выпускали. Подобное происходит как в Ираке, так и в Чечне.
Только за пять месяцев прошлого года во взаимодействии с силовыми структурами, входящими в состав Объединенной группировки войск, на территории Чеченской республики задержано 180 главарей и участников бандитских групп, при оказании вооруженного сопротивления уничтожено около 60 боевиков, выявлено и привлекается к уголовной ответственности более 250 пособников бандитов. Более половины из пойманных или уничтоженных боевиков – молодые люди 20–25 лет. Опасность в том, что бандиты, предлагая кровавый бизнес, создают новое поколение боевиков молодежи, выросшей на войне. Они живут войной, не знают и не хотят знать ничего, кроме войны.
О принципах, которые исповедуют бандиты, можно судить по спецоперациям по уничтожению Сайдулаева и того же аз-Заркави. В начале июня авиация США нанесла удар по одному из домов в населенном пункте Хибхиб под городом Баакуба. В этом городе на улицах стали находить в мешках отрубленные головы иракцев, которые решили сотрудничать с новой властью. После зачисток, проведенных в Баакубе, арестован ближайший соратник аз-Заркави. Не исключено, что он указал местонахождение главаря, иначе как объяснить такую точность ракетного попадания в дом, где тот прятался.
Операция по уничтожению Сайдулаева прошла 17 июня в городе Аргун. Сотрудники правоохранительных органов получили информацию, что в одном из частных домов по улице Свободы прячутся подозрительные люди. В спецмероприятии приняли участие сотрудники ФСБ, районного отдела внутренних дел и бойцы второго полка специального назначения имени Ахмада Кадырова МВД Чеченской республики. Во время проведения адресной проверки завязался бой, во время которого Сайдулаев, оказав вооруженное сопротивление, был убит. Каким образом спецслужбам удалось установить местонахождение Сайдулаева, сообщил председатель правительства Чеченской республики Рамзан Кадыров: «За информацию мы дали тысячу пятьсот рублей. Одному боевику надо было срочно купить грамм героина, и он продал своего лидера».
Уничтожение одного, двух и даже десятка главарей бандгрупп – еще не победа над террористами. Известных лидеров бандформирований, которых еще могли рассматривать как «идейных борцов», почти не осталось, но пока еще действуют рядовые главари небольших банд. Вместо того же Сайдулаева уже объявился его преемник – Доку Умаров. Ни о какой легитимности преемников и наследников говорить не приходится. Про того же Сайдулаева точно выразился Президент Чеченской республики Алу Алханов: «Он никогда не был никаким президентом, его никогда никто не избирал. Он был главарем бандформирования. На его совести и совести его подельников многочисленные жертвы среди мирных граждан, его ликвидация наглядно демонстрирует, к какому концу приходят террористы в Чечне».
…Главаря северокавказского бандподполья Шамиля Басаева и еще 11 боевиков уничтожили в ночь на 10 июля 2006 года в ходе спецоперации на окраине села Экажево в Республике Ингушетия…
…В ноябре 2006 года в Республике Дагестан уничтожен эмиссар террористической организации «Аль-Каиды» на Северном Кавказе, арабский наемник Абу Хавс…
ГРИГОРИЙ СУСАРИН, капитан милиции
P.S. «К сожалению, в ходе операции в Аргуне по ликвидации Абдул-Халима Сайдулаева не удалось обойтись без потерь со стороны федеральных сил – погиб один сотрудник органов внутренних дел и один сотрудник ФСБ», – сообщил центр общественных связей ФСБ России.