СПЕЦИАЛИСТЫ Ленпромстройпроекта, одной из бывших мастерских Ленгипрогора, занимающиеся корректировкой генерального плана Магнитогорска, как и обещали, представили в мае результаты первого этапа своей работы.
Они предложили ряд очень смелых, неожиданных, порой конфликтных идей, продемонстрировав между тем, по выражению начальника управления архитектуры и градостроительства Ильи Пономарева, профессиональные, грамотные подходы. Не уверен, что это касается предложения ликвидировать трамвайное движение по основной городской магистрали – проспекту Маркса, но оно взбудоражило многих магнитогорцев. Конечно, ломать – не строить.
На градостроительном совете мнения относительно этого «новаторского» предложения разделились примерно поровну. Показалось, что и глава города Евгений Карпов скептически отнесся к идее, заявив, что в любом случае решение будут принимать с учетом интересов города и горожан. Мои же собеседники из числа «простого люда» высказались принципиально против, подкрепив чисто житейские аргументы тезисом, что питерские архитекторы «страшно далеки от Магнитки».
Декларируемая ими весьма сомнительная выгода от «сноса трамвая» – расширение проезжей части на треть. Но ее, эту треть, говорит многомудрый народ, тотчас заполонят маршрутки. Нет, говорят авторы затеи, по проспекту Маркса нужно будет пустить многоместные автобусы, для маршруток вообще повесить здесь «кирпич». А неизбежные пересадки с трамвая на автобус – так ведь у нас подавляющее число горожан «на такси в булочную не ездят». «Эх-ма, – вздыхают ветераны, щупая в карманах социальные карточки на бесплатный проезд, – наш-то автобусный парк на ладан дышит и экология опять-таки – трамвай звякнул и поехал. От него ни дыму, ни вони, с рельсов никуда налево, «на обед» не уедет».
Конечно, проспект Маркса с трамвайными путями посередине – магистраль только по названию, средняя скорость движения здесь никакая, особенно в часы пиковых нагрузок. Если убрать трамвай, то, по расчетам питерцев, проспект «заработает» интенсивнее. А если трамвай не убирать, а убрать помехи, сдерживающие движение? Например, на ряде проблемных перекрестков построить подземные пешеходные переходы. С помощью автоинспекции отучить водителей, особенно таксистов, парковаться около остановок общественного транспорта и вообще запретить остановку и стоянку автомобилей на проспекте, соорудив для этого емкие «карманы» – стоящая у обочины машина как раз на треть и сокращает проезжую часть, которую предполагается выкроить за счет сноса трамвайных путей. Гораздо логичнее и дешевле существенно сократить количество маршрутных такси, которые лишь дублируют общественный транспорт. А на отдельные участки вообще запретить им въезд. Кстати, повсеместно маршруткам разрешена посадка и высадка пассажиров только на остановках общественного транспорта, в карманах. У нас же «ГАЗели» останавливают у любого столба, и сразу же по крайней правой полосе тормозится движение. Наконец, можно подумать и над тем, чтобы пустить трамвай по краю проспекта. Словом, альтернативных решений немало. Что касается предложения убрать трамвай с Казачьей переправы, то здесь остается только руками развести: как раз на продолжительных перегонах трамвай максимально эффективен, а самые большие перевозки «трудящихся масс» у нас – с правого на левый.
Но есть и довольно интересные и реальные предложения по транспортной схеме Магнитки. Причем во многом созвучные и с проработками магнитогорцев. Например, создание концентрической транспортной сети, несколько напоминающей организацию сообщений московского метро. В относительно недавней публикации в «Магнитогорском металле» «Обойдемся без метро» высказывалось предложение, в частности, архитектора Сергея Федоренко, старейшего градостроителя Владимира Елшанского, профессора кафедры архитектуры Владимира Федосихина о строительстве «четвертой транспортной параллели» западнее проспекта Ленина, вдоль заводского водохранилища. Идея довольно старая, соответствующее задание было выдано Ленинградскому институту урбанистики еще в 1985 году, но приемлемого решения найдено не было. Или – плохо искали. И вот теперь питерцы предлагают ряд интересных вариантов «бесконфликтной радиально-хордовой транспортной структуры». В эту схему, например, вписывается в качестве части одного из колец дорога от Центрального до Северного перехода по краю водохранилища. Еще одна составляющая «четвертой параллели» – автодорога от улицы Грязнова до Набережной, через парковую зону. Но предполагается, что она будет «работать» только в будние дни, а в выходные парк будет полностью зоной «отдыха и покоя».
Еще одно прекрасное предложение – «пробивка» проспекта Ленина через мостовой переход над железнодорожными путями в сторону цемзавода, к выезду на Белорецк. Если это сделать, то пробок не будет при любом уровне автомобилизации. Наконец, уже нынешним летом будет пущена часть «четвертой параллели» за Ледовым дворцом от улиц Завенягина до Советской Армии, строящаяся в комплексе парковой зоны, где пройдут основные мероприятия в честь юбилея комбината и Дня металлурга.
Для увеличения пропускной способности основных магистралей – проспектов Маркса и Ленина – питерские архитекторы совершенно обоснованно предлагают сократить красные линии, которые, особенно в южных микрорайонах, составляют сто и более метров.
– Совершенно дурная ситуация, – говорит Илья Пономарев. – Вместо благоустройства территории, создания бульваров, скверов здесь насаждали многочисленные ларьки, киоски, магазины, офисы, торговые центры... С этим будет покончено, кроме мест, где действительно не хватает торговых точек.
Можно добавить: и продолжают насаждать. Только в последние недели на том же «проблемном» проспекте Маркса появились заборы и началось строительство у «Огней Магнитки» и на пересечении с улицей Сталеваров около поликлиники.
В рамках предложений по совершенствованию транспортной схемы города – строительство нескольких двухуровневых развязок и подземных пешеходных переходов. С переходами, говорят питерские архитекторы, магнитогорцы «немножко подотстали». Очень мягко сказано: их у нас нет вообще. А, кстати, существует федеральная программа по развитию пешеходных переходов, и на нее выделяют деньги из федерального бюджета. В Магнитке и развивать-то нечего: надо с нуля начинать. И, насколько стало известно, вряд ли в будущем году в титульный список строительства подземные пешеходные переходы попадут. Как сказал один знающий человек, может, попробуют что-то сделать в 2009 году.
Но вернемся к предложенному сносу трамвайных путей по проспекту Маркса, чем особенно встревожено пожилое поколение магнитогорцев: повода для беспокойства абсолютно нет. Во-первых, это только предложения первого этапа корректировки генплана, которые будут еще уточнять, изменять, отменять и так далее. Во-вторых, в нашей стране традиционно чем больше «планов громадье» и чем они «смелее» – вроде построения коммунизма для «нынешнего поколения», решения продовольственной или жилищной проблемы, поворота вспять сибирских рек, тем реже они выполняются. В-третьих, так называемая «цена вопроса», то бишь, денег. Только на строительство пятого перехода нужно затратить два годовых бюджета Магнитки.
Так что спите спокойно, дорогие товарищи!