Вчера на ММК опробован один из двух травильных агрегатов, вышедших из строя в результате крупной аварии на прошлой неделе.
В немыслимо короткие сроки обрела вторую жизнь, казалось бы, потухшая навсегда технологическая линия. Но только слабые могут растеряться в невиданной беде. Магнитка, с момента рождения привыкшая преодолевать неимоверные трудности и самые суровые невзгоды, не дрогнула в очередной роковой час.
Мы были на месте трагедии 29 ноября, когда пожарные выиграли непредсказуемую и изнурительную схватку с огнем. Жуткая картина предстала перед нами – рухнувшая многотонная крыша образовала горы искореженного металла. Страшно было представить – сколько же дней понадобится, чтобы разобрать и вывезти это железобетонное месиво, разверзшееся на площади почти шесть тысяч квадратных метров. Приехав в пятый листопрокатный во вторник, 5 декабря, не поверили своим глазам: «КамАЗы» вывозили последние кубометры расчищенных завалов. Огромная площадка напоминала большой муравейник. По спецовкам рабочих с брендами их предприятий можно было определить, что на ликвидации последствий аварии и восстановлении производства заняты десятки дочерних структур ОАО «ММК» и подрядных организаций: «Прокатмонтаж», «Монтажник», ЗАО «МРК», «Электроремонт», «Уралтеплоприбор», «Уралтеплоизоляция», «Лига-С» и другие. А вот крепкие парни с совковыми лопатами, метлами и носилками – студенты Магнитогорского технического университета, серьезные и сосредоточенные. Одним своим видом они показывают причастность к делу, на которое их призвали. Молодые не стесняются грязной работы, хотя и учатся на «белых воротничков». Ведь, чтобы стать хорошим менеджером, сначала нужно пройти суровую школу рабочей закалки, как прошли ее многие из тех, кто находится сегодня у штурвала металлургического гиганта.
В критический момент капитаны этого корабля не сбились с курса. Достойно и мужественно проводив в последний путь по русскому обычаю погибших, они не легли в дрейф, а решительно пошли в наступление. Штаб по ликвидации последствий аварии возглавил председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников. Но уже через трое суток в протоколе он именовался «штабом ремонта». Вскоре он станет штабом реконструкции агрегата непрерывного травления № 1, получившего в результате аварии наибольшие разрушения. Смена названий не меняет сути. Система организации любых работ на комбинате остается традиционной и неизменной: жесткие графики, продуманные, зачастую неординарные решения, строгий спрос за порученное, железная исполнительская дисциплина…
Вторник, 5 декабря, восемь часов вечера. В красном уголке ЛПЦ-4, где проходят штабные оперативки, ни одного свободного места. Здесь вице-президенты управляющей компании ММК и директора по направлениям, руководители служб, дочерних структур и подрядных организаций. В «президиуме» председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников и вице-президент управляющей компании – исполнительный директор Геннадий Сеничев. Без вступительных слов исполнительный директор начинает «разбор полетов» строго по протоколу. Доклады руководителей лаконичны. Кратко и безапелляционно ставятся новые задачи. Десять минут – и штаб закончен. Заметим, что он собирается в 8, 12 и 16 часов без первых лиц ОАО «ММК», где оперативно разбирают и решают все текущие проблемы. К концу же дня спрос и совет – на самом высшем уровне.
– Мне и добавить нечего, – подводит итог сделанному во вторник Виктор Рашников, но оставляет нескольких руководителей, и еще минут десять продолжается разговор уже в более резких тонах – о вариантах поставок оборудования для реконструкции первой травильной линии.
А в это время в цехе кипит работа. При свете ярких прожекторов идет демонтаж сгоревшей «травилки», готовится к пуску вторая травильная линия. Забегая вперед, скажем, что ее опробывали в необычных условиях: без крыши над головой. Благо, природа смилостивилась, сменив декабрьские температуры на весенние. Но монтаж крыши тоже идет полным ходом. Завершить его планируют к концу следующей недели. Большой объем работ будет выполнен не только по перекрытию, но и утеплению, остеклению.
Безусловно, остановка травильного отделения создала металлургам Магнитки массу трудностей. Но временное прекращение его работы не стало «вселенской катастрофой», как предсказывали скептики, не посвященные в металлургическое производство. Пятый листопрокатный продолжает работать. Сам по себе цех является мощным производственным комплексом, включающим стан «2500» холодной прокатки, дрессировочные станы, термическое отделение и агрегаты резки, двухклетевой реверсивный стан. На площадке последнего мы увидели вереницу стальных рулонов с маркировками, гласящими, что это заказ Ирана.
– Сегодня мы используем запасы полуфабрикатов, накопленные ранее, – сообщает главный прокатчик ОАО «ММК» Александр Титов. – На 8–10 суток у нас есть возможность работать полным циклом, то есть производить холоднокатаный качественный автолист. Пуск второй травильной линии на пятьдесят процентов закроет наши потребности в травленом листе холодной прокатки. Есть также возможность перерабатывать покупной травленый лист.
По словам председателя совета директоров ОАО «ММК» Виктора Рашникова, уже заключены контракты на поставку проката в объемах до 50 тысяч тонн с Северсталью, НЛМК и Карагандинским металлургическим комбинатом, принадлежащим компании «Миттал Стил Темиртау». Если учесть, что крупнейшие металлургические предприятия находятся в едином конкурентном поле, то это весьма примечательный жест. В то время, когда большая пресса шумит о возможных слияниях и поглощениях, металлурги России и Казахстана продемонстрировали свою солидарность с коллегами Магнитки и готовность помочь им в трудную минуту.