Личность Григория Ивановича в истории Советского Союза переоценить невозможно. Наверное, потому каждый город, завод или учебное заведение, с которым соприкоснулся Григорий Иванович, считает его своим достоянием, будь то Катав-Ивановск, в котором он родился первого декабря (18 ноября по старому стилю) 1905 года и начал трудовую деятельность, Уфа и Томск, в которых учился и преподавал, или Новокузнецкий металлургический комбинат, которому отдано семь лет жизни – сначала в качестве мастера, потом и главного инженера.
И всё же основной главой, лебединой песнью для Григория Ивановича стала Магнитка, в которую Носов приехал главным инженером в 1939 году и уже через год возглавил ММК.
Именно под руководством Носова Магнитке суждено было стать флагманом мировой металлургии
Правда, далось это нелегко – и предприятию, и его директору. Это был в буквальном смысле трудовой и инженерный подвиг: выплавка броневой стали в большегрузных мартеновских печах и прокатка броневого листа на обыкновенном, «мирном» блюминге. И всё это – в первые дни войны, когда страна остро нуждалась в военном металле. И Магнитка его дала – теми самыми «каждым вторым танком и третьим снарядом». Дала ценой всех запасов горы Магнитной и надорванным сердцем Григория Ивановича. Он понимал, что в прямом смысле слова рискует жизнью: не удайся тот великий металлургический эксперимент, Носова ждал бы арест и, вполне возможно, расстрел. Историки-краеведы говорят, что заряженный одним патроном пистолет, который Григорий Носов постоянно носил с собой, – не красивая легенда, а реальный факт. Но Магнитка во главе со своим директором победила, выйдя из войны мощным предприятием полного металлургического цикла.
В день 120-летия легендарного директора на Левобережном кладбище у семейного захоронения Носовых собрались первые лица комбината.
– Эпоха Носова – это была эпоха молодых людей, претворяющих самые смелые решения, – открывает небольшой митинг генеральный директор ПАО «ММК» Павел Шиляев. – Молодая страна, что называется, всем миром строила город-завод, легендарную Магнитку. Меньше чем через десять лет после рождения комбинат, ориентированный на «мирный», строительный металл, столкнулся с величайшим вызовом: в максимально короткие сроки освоить выпуск «военной» металлопродукции. Только такие талантливые, энергичные и волевые люди, как Григорий Иванович Носов и его соратники, могли выполнить эту государственную задачу, по сути, обеспечив победу нашей страны в Великой Отечественной и второй мировой войне. Потому в плеяде руководителей комбината Григорий Иванович всегда будет стоять в особом ряду. Сегодня Магнитка также ориентирована на перерождение, на масштабный ввод новых, самых современных производственных и экологических технологий. Наша задача – приумножить подвиг, свершённый коллективом предприятия в самые сложные для страны годы.
Ещё одна легенда ММК, Леонид Радюкевич, возглавлял ММК с 1979 по 1985 год. И считает, что в те годы, спустя три десятилетия после смерти Григория Ивановича, комбинат можно было смело назвать «носовским» – столько сделал директор для предприятия.
– Мне повезло знать всю семью Носовых лично, – говорит Леонид Владимирович. – Они жили на Берёзках в коттедже, который и сегодня называют «носовским», с сыном Григория Ивановича Дмитрием учились в одном классе и пацанами на танцплощадке их посёлка играли: летом в футбол, зимой в хоккей… Григорий Иванович, когда выдавалась свободная минутка, тоже приходил, смотрел, как мы играли, общался… Во время войны комбинат действительно пережил взрывное развитие, которое можно сравнить разве что с сегодняшним перерождением комбината. И здесь заслуга уже нового поколения руководителей во главе с Виктором Филипповичем Рашниковым: комбинат не только вновь стал лучшим предприятием России, но и увеличил собственный мировой престиж. А главное, живёт в ногу со временем.
Сердце Григория Носова остановилось в Кисловодске 7 августа 1951 года. Это был первый отпуск Григория Ивановича за 11 директорских лет. В тот же день радио ВВС сообщило: «Умер король советских металлургов». И вряд ли найдётся кто-то, кто не согласится с этим утверждением. На похоронах Григория Ивановича собрался весь город и сотни коллег со всего СССР. На церемонии прощания Людмила Татьяничева прочла свои стихи: «Сдержим слово. Слёз ему не надо, и унынье тоже ни к чему. Трудовая слава комбината будет вечной памятью ему».

