За круглым столом в большом конференц-зале заводоуправления собрались представители ПАО «ММК», ООО «Территория Притяжения», министерства экономического развития Челябинской области, Уральской ассоциации туризма и департамента развития туристской индустрии АНО «Агентство международного сотрудничества».
Об успехах ПАО «ММК» в реализации промышленного туризма наслышаны не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами. Урал чисто географически не может претендовать, к примеру, на развитие пляжного туризма, но может и должен использовать свой особенный потенциал в других направлениях. Одно из них – экскурсии на металлургический комбинат, которые выполняют образовательные функции, профориентационные задачи, формируют уважительное отношение к людям труда, подтверждают значимость профессии металлурга. Кроме того, промышленный туризм становится основой для развития других видов путешествий.
Проект «ММК-тур» стартовал в 2017 году, а в октябре 2018-го первые экскурсанты посетили промплощадку. За два с лишним года 14,5 тысячи гостей побывали в цехах комбината.
– Изначально было предложено четыре маршрута: два детской категории (6+) и два для взрослой аудитории (16+), – рассказала гостям руководитель информационного центра КЦПК «Персонал» Мария Пушкарская. – Детей провозят на автобусах по территории ММК и показывают им музей предприятия. Взрослым предлагают увидеть самые зрелищные производственные площадки – доменный цех, стан «5000». В 2020 году запущены ещё два маршрута: «Новые технологии – чистый воздух» (16+), в рамках которого туристы посещают новую аглофабрику № 5 и ЛПЦ № 11. Другой маршрут «ММК своими глазами» (14+) разработан по просьбе посетителей для подростков – ребятам показывают прокатный передел. В 2020 году был разработан «Маршрут Победы», но запустить его помешала пандемия. Зато получилось организовать виртуальные экскурсии – четыре видеоролика знакомят с историей Комсомольской площади, легендарным толстолистовым станом «4500», единственной в России паровой машиной, которая до сих пор работает на ММК, и памятным знаком «Танк» на территории комбината. Все эти ролики доступны сайте градообразующего предприятия mmk.ru, на специальном сайте
mmk-tour.ru в соцсетях и в дайджесте «Пора путешествовать по России».
За цикл этих виртуальных экскурсий ММК был отмечен в номинации «Лучший туристический маршрут, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» на всероссийской туристской премии «Маршрут года»–2020.
Годом ранее комбинат уже становился лауреатом этой премии. Компания получила сразу два диплома: первое место за лучший детский маршрут и второе место за лучший маршрут на действующее производство.
В планах перспективного развития направления промышленного туризма на ММК – проведение экскурсий «Маршрут Победы» уже в традиционном формате, организация виртуальных экскурсий в опасные и труднодоступные места ММК и на Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТИЗ», а также создание маршрута выходного дня «Магнитогорск – вторая столица Южного Урала».
При посещении действующего производства особое внимание уделяется безопасности.
И в этом во время экскурсии на комбинат участники встречи убедились лично: им, как и всем, выдали спец-одежду, обувь, каски, средства защиты, а также провели видеоинструктаж по безопасному перемещению на территории предприятия.
Принять участие в организации разноплановых туров готов и город. Заместитель главы Магнитогорска по экономике и финансам Александра Макарова поделилась планами:
– Туристам есть что посмотреть и в городе, который богат историей, архитектурой, культурой. Можно разработать маршруты и по памятным местам города, и организовать поход в театр или на спортивное событие. Подключиться к работе планирует и МБУ «Отдых», на базах которого можно предоставлять места для отдыха и знакомства с живописными уголками Абзаково как для детей, так и для взрослых. К туристической истории нужно привлекать бизнес, который может внести свежие идеи.
Привлечь в город туристов должен и грандиозный проект «Притяжение», который представил участникам совещания руководитель направления по коммерции и маркетингу ООО «Территория Притяжения» Максим Ясько.
Огромный спортивно-медицинско-образовательно-развлекательный комплекс рассчитан не только на магнитогорцев и жителей близлежащих районов, он непременно заинтересует приезжающих из других регионов России и из-за рубежа. Этому будет способствовать заявленный высокий уровень всех объектов, их качественное наполнение и исполнение.
Заместителю министра экономического развития Челябинской области Андрею Минченко, президенту Уральской ассоциации туризма Михаилу Мальцеву и директору департамента развития туристской инфраструктуры АНО «Агентство международного сотрудничества» Марине Обносовой показали размах будущего парка, подробно рассказали, что будет реализовано в ближайшие годы.
– Разрабатывать проект стали в конце 2018 года. С помощью собственных специалистов и профильных консультантов около года исследовали возможности территории, – рассказал Максим Ясько. – Реализация проекта откроет качественно новые возможности для образования, отдыха и здорового образа жизни магнитогорцев и гостей города, придаст индустриальному городу статус туристического, образовательного и медицинского центра национального уровня, повысит деловую и туристическую активность.
Уникальный в масштабах страны проект «Притяжение» реализуется в Магнитогорске по инициативе председателя совета директоров ПАО «ММК» Виктора Рашникова.
Проект ориентирован на создание комфортной городской среды качественно нового уровня. На площади 400 гектаров построят современные объекты спортивной, медицинской, музейной, образовательной и культурной направленности. Ядром проекта станет музейно-образовательный кластер, где расположится интерактивный музей, планируется собрать всю историю мировой металлургии, создать универсальную площадку для экспозиций других музеев, детский игровой музей, центр инноваций и технологий.
Для детей создадут центр развлечений – крытый объект, объединяющий взаимосвязанные игровые кластеры для различных возрастов с общим атриумом. По результатам открытой конкурсной процедуры по созданию детских тематических парков в проекте «Притяжение» победителем стала Группа компаний «Кидбург», которая планирует сделать несколько локаций, позволяющих проводить обучение детей разных возрастов через игру.
Ещё одной «изюминкой» станет спортивный кластер. Здесь будут размещены аквакомплекс с
50-метровым бассейном, крытая ледовая арена для проведения тренировочных занятий и соревнований по шорт-треку, фигурному катанию и хоккею с шайбой. Фристайл-арена станет комплексом для занятий командными видами спорта – волейбол, баскетбол, мини-футбол, а также современными видами спорта, такими как скалолазание, парашютный спорт, экстремальный велотрек, боевые единоборства, скейт-парк. В дополнение к комплексу идут и уличные спортивные парки, расположенные возле здания, пункты проката спортивного инвентаря, беговые и велосипедные дорожки.
Многофункциональный медицинский центр будет выполнять сразу несколько функций: первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
Территорию парка разделят на несколько зон. Для семейного отдыха организуют прогулочные дорожки, беседки, игровые площадки, искусственный водоём. В зоне активного отдыха построят парк аттракционов, досуговые площадки, скейт-парк и площадь для массовых событий. Четырёхзвёздочный отель на 150 номеров с международным брендом станет одной из архитектурных доминант проекта и позволит обеспечить гостей города современным комфортным жильём, расширит возможности Магнитогорска при проведении мероприятий.
Сейчас на стадии реализации строительство автомобильных дорог к территории и обеспечение объектов электроэнергией.
Если больше ничто не вмешается в планы, как это сделала пандемия коронавируса в 2020 году, то в 2023 году будут запущены в эксплуатацию пешеходный бульвар, бассейн с фитнес-центром, крытый детский центр развлечений, центральная и северная входные группы, парковая территория, искусственный водоём. На 2024 год запланировано завершить строительство ледовой и фристайл-арены, парковой территории, южной входной группы, четырёхзвёздочного отеля и зоны командных видов спорта. В 2025 году должны быть готовы музейно-образовательный комплекс и тематический парк «Живая сталь», а в 2026–2027 годах построят многопрофильный медицинский центр.
Участники совещания обсудили комплексное развитие туризма юга Челябинской области, межрегиональное развитие территорий, а также возможность организации в ближайшее время в Магнитогорске форума по промышленному туризму с международным участием. После этого делегация отправилась на ММК уже в качестве туристов.
Первым объектом, с которым познакомились гости, стала новая аглофабрика № 5. Старший мастер Александр Жердев сразу обозначил, что всего пять лет назад на этом месте ничего не было, а сегодня работает современное производство. На демонстрационном макете Александр показал, из чего состоит комплекс. Благодаря новой аглофабрике выведена из эксплуатации аглофабрика № 4, отличавшаяся большими выбросами вредных веществ. Новый производственный объект позволил существенно сократить негативное воздействие на окружающую среду.
– Фабрика оснащена девятнадцатью эффективными природоохранными объектами, включая сероулавливающую установку, систему рециркуляции газов, электрофильтры, аспирационные системы, рассредоточенными по всем основным узлам, – отметил Александр Жердев. – Железорудное сырьё фабрика принимает с трёх сторон. По определённым пропорциям, необходимым для спекания агломерата, смесь дозируют. Она проходит через два этапа смешивания, на которых шихта увлажняется и комкуется, после чего попадает в бункера агломашин. Спекание идёт с помощью природного газа. На выходе агломерат раскаляется до температуры 550 градусов. Затем поступает в дробилку и охладитель, где доводится до температуры 100 градусов. По системе конвейеров продукт попадает в здание грохочения, где происходит окончательная стабилизация агломерата и выделение годной фракции для доменной плавки. Дальше смесь поступает на бункерную эстакаду, где загружается в вагоны-хоппера и отправляется в доменный цех.
Осмотрев работу агломашины, на домну отправились и гости. Первая доменная печь всегда вызывает у посетителей восторг. Масштаб, огненные брызги, брутальные горновые. Именно здесь, на смотровой площадке, как правило, экскурсанты задерживаются, чтобы сделать самые красивые фотографии, которыми потом будут хвалиться родным и знакомым, мол, «был у самого сердца печи». Не меньше эмоций было и от посещения стана «5000». Гости поделились впечатлениями.
– Это зрелищная экскурсия, на которой рекомендую побывать всем. Отрадно видеть стремление ММК к экологическим технологиям, охране окружающей среды, – сказал заместитель министра экономического развития Челябинской области Андрей Минченко. – Магнитогорский металлургический комбинат считается сегодня передовым предприятием в стране в части создания промышленного туризма. Здесь обеспечены все необходимые нормы безопасности. В целом развитие юга области нужно рассматривать в комплексе, для которого важно и благоустройство области, и создание «Территории Притяжения». Важно сотрудничество с Республикой Башкортостан – этот межрегиональный кластер имеет серьёзные перспективы, – а также развитие исторических объектов Аркаима и малых городов.
– Приходилось бывать на разных производствах, – признался президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. – ММК разительно отличается безусловным масштабом и исключительно выверенным, детально подготовленным турпродуктом – от экипировки до тайминга экскурсии. Этот продукт сам по себе самодостаточен, а находящиеся рядом объекты санаторно-курортной отрасли, а также спортивной направленности позволяют формировать туры нескольких дней пребывания. Уверен, что это позволит выстроить туристские потоки из соседних и дальних регионов, ближнего и дальнего зарубежья. Важно не останавливаться на самом турпродукте, а благодаря активной позиции руководства комбината, поддержке муниципалитета и профессиональной общественности Уральского региона стремиться стать одним из ключевых центров притяжения для туристов.