И хотя с исторической точки зрения срок этот довольно скромный, на него выпали тектонические изменения в информационной сфере флагмана российской металлургии. Все эти годы специалисты компании не только обеспечивают бесперебойную работу корпоративных информационных систем, но и внедряют самые передовые технологии в производство, осуществляя цифровую трансформацию Группы ММК.
Справедливости ради следует сказать, что ООО «ММК-Информсервис», конечно же, возникло не на пустом месте. Компания является преемником двух подразделений ММК, которые несколько десятилетий развивались параллельно, – цеха связи и центра автоматизированных систем управления. Свою летопись они вели с 30-х годов прошлого столетия до 2000-х, когда на предприятии была организована дирекция по информационным технологиям, которая впоследствии трансформировалась в ММК-Информсервис.
Об этом напомнил в своей поздравительной речи генеральный директор ПАО «ММК» Павел Шиляев, выступая на прошедшей в ДКМ им. С. Орджоникидзе конференции «15 лет экспертизы в IT», подводившей итог развития ММК-Информсервиса за этот период:
– На самом деле, дорогие юбиляры, мы все с вами прекрасно понимаем, что вашему направлению и вашему коллективу гораздо больше 15 лет, ведь ММК всегда был неразрывно связан с процессами автоматизации. И то, что полтора десятилетия назад было принято решение о создании самостоятельного юридического лица – компании «ММК-Информсервис», – это знаковый шаг, который говорит о том, насколько ваша деятельность, ваши процессы, интеллект, знания и умения важны для всей Группы компаний комбината. И сколько бы лет ни исполнилось вашей компании, вы все здесь на самом деле молодые – если не по паспорту, то точно по интеллекту, эмоциям, таланту, энергии и стремлению развивать и улучшать все бизнес-процессы на современном цифровом уровне. Как бы ни менялся круг задач и компетенций IT-специалистов, я желаю вам сохранить этот дух созидателей, дух творчества и новаторства, которые вы привносите в текущую деятельность металлургов.
Павел Владимирович подчеркнул: сегодня ММК является одним из лидеров не только в отрасли, но и в целом в отечественной промышленности по реализации различных цифровых проектов и автоматизации всех процессов, и львиная доля заслуг в этом принадлежит профессионалам из ММК-Информсервис.
За 15 лет IT-специалистам комбината удалось добиться по-настоящему впечатляющих результатов.
Сегодня ММК-Информсервис – крупнейшая IT-компания Южного Урала, объединяющая 776 высококвалифицированных специалистов. Это не просто команда, обеспечивающая бесперебойную работу информационных систем ММК, а стратегический партнёр, активно ищущий возможности для совершенствования производственных и бизнес-процессов предприятия.
Компания накопила огромный опыт в автоматизации, разработке, внедрении и поддержке информационных систем с тысячами рабочих станций и десятками тысяч пользователей. За 15 лет специалисты компании внедрили огромное количество проектов автоматизации производственных и управленческих процессов, охватывающих все стороны деятельности ММК и Группы компаний. За этот период запущено в работу 22 системы сопровождения и учёта производства основных цехов и более 30 систем корпоративного уровня.
– Сегодня ни одно подразделение комбината не функционирует без применения информационных технологий, любая модернизация действующих производств или строительство новых объектов не обходится без участия ИТ-специалистов, – подчеркивает директор ММК-Информсервис Вадим Феоктистов.
Говоря о ключевых вехах развития компании и в целом IT-сферы в Группе ММК, Вадим Николаевич, возглавляющий ММК-Информсервис с момента его создания, в первую очередь выделил масштабный проект по модернизации корпоративной информационной системы (КИС), существующей на комбинате ещё с 2004 года. Ежедневно свыше 10 тысяч сотрудников используют систему, планомерное развитие которой способствует принятию более эффективных решений на всех уровнях управления.
– Это большой, знаменательный проект, на котором мы многому научились. Внедрение КИС позволило создать единое информационное пространство. Система даёт возможность видеть в режиме реального времени результаты финансово-хозяйственной деятельности компании. Сейчас в КИС функционирует более 460 бизнес-процессов, которые имеют существенное влияние на работу в едином производственном цикле 15 компаний Группы ММК, – отметил Вадим Феоктистов.
Ещё одно значимое достижение – внедрение системы оперативно-календарного планирования производства (ОКПП). Её уникальный функционал, не имеющий аналогов на других металлургических предприятиях, позволил значительно повысить эффективность планирования и управления производством, а также успешно реализовать стратегическую инициативу «Продажи. Точно в срок». Благодаря ОКПП обеспечивается полная прозрачность сопровождения производства и прогноза исполнения каждого коммерческого заказа в режиме реального времени.
В условиях растущей цифровизации возникла необходимость в создании эффективного электронного документооборота. Решением стало внедрение платформы «АТАЧ». На данный момент её используют 15 тысяч сотрудников Группы компаний, одновременно в ней работают пять тысяч человек. Более трёх миллионов документов хранится в системе в настоящее время. Внутрикорпоративные коммуникации стали более оперативными и безошибочными, что, в свою очередь, способствовало повышению общей эффективности работы.
– Не стоит забывать про нашу повседневную работу, – продолжает Вадим Николаевич, – которая заключается в том, чтобы обеспечивать стабильное функционирование информационных систем. Поскольку у нас на ММК непрерывное производство, то мы должны этому соответствовать. Ну и, конечно, импортозамещение, важность которого в сегодняшних условиях трудно переоценить.
Ключевой тренд сегодняшнего дня – цифровизация всех бизнес-процессов.
В конце минувшего года завершился пятилетний цикл реализации в Группе ММК Стратегии цифровизации. Сейчас уже очевидно – все цифровые проекты являются реальным действенным инструментом, с помощью которого комбинат получает значимый экономический эффект. За годы реализации Стратегии цифровизации ММК было проработано 160 цифровых инициатив и реализовано 95 цифровых проектов. Суммарный накопительный эффект от их реализации с 2020 по 2024 год составил 6,6 миллиарда рублей.
Один из ключевых элементов Стратегии цифровизации комбината – программная роботизация (RPA), позволяющая выполнять рутинные операции на компьютере за человека. Первый программный робот на ММК впервые появился ещё в 2018 году. Дальнейшее поддержание и развитие технологии RPA успешно осуществляет компания-партнёр «Некст», специально образованная для этого. На сегодня в различных подразделениях Группы ММК уже роботизировано более 300 бизнес-процессов.
Но на этом реализация Стратегии цифровизации, конечно же, не останавливается. По словам Вадима Феоктистова, она была продлена на следующую пятилетку с утверждёнными показателями эффективности. В период с 2025 по 2029 год в цифровые проекты будет инвестировано порядка 5 миллиардов рублей с ожидаемым экономическим эффектом не менее 6,5 миллиарда рублей. При этом реализуемые цифровые проекты используют все ключевые современные технологии, такие как искусственный интеллект и машинное зрение, анализ больших данных и математическое моделирование, цифровые двойники. В итоге, благодаря цифровым инструментам, ММК постоянно улучшает качество своей продукции, налаживает более тесное взаимодействие с потребителями.
– Осознавая важность применения современных передовых цифровых решений, в этом году в ММК-Информсервис мы создали центр искусственного интеллекта. Наши специалисты будут развивать и расширять применение технологий ИИ в производственных и бизнес-процессах компании, – отметил Вадим Николаевич. – Мы по-прежнему будем активно участвовать в совместной работе с технологическим персоналом ММК по поиску новых цифровых инициатив и внедрению проектов, направленных на повышение эффективности производства. Информационные технологии глубоко проникли во все сферы деятельности компании и являются значительным активом для её дальнейшего развития. Внедрение новых инновационных решений – очередной шаг в поступательном движении и развитии ММК.
ММК-Информсервис продолжает уверенно двигаться вперёд, осваивая новые технологии и решая самые сложные задачи, стоящие перед Магнитогорским металлургическим комбинатом. Пройденная дистанция в 15 лет – это лишь начало пути к новым достижениям в эпоху цифровой металлургии.