Летний международный туристический сезон в Магнитогорске стартовал. Финансовый кризис внес в него существенные коррективы, и выездной турпоток по сути превратился в ручеек, сократившись, по некоторым оценкам, минимум наполовину (вот он, индикатор уровня доходов населения!).
Ряд фирм отрасли - на грани существования, их словоохотливые сотрудники мгновенно теряют дар речи, как только речь заходит о кризисе в их "отрасли". Но факты свидетельствуют: устойчивый спрос на зарубежные направления в городе пока остался - привыкли наши земляки в последние годы отдыхать за границей.
География маршрутов, правда, сжалась до минимума. Магнитогорцы, даже те, кто располагает достаточными финансовыми средствами, покупают туры почти исключительно с вылетом из города или, в крайнем случае, из региона (из Екатеринбурга, Челябинска, Уфы). А предложения турфирм в этом плане разнообразием не блещут. Из Магнитогорска, как, впрочем, и из Челябинска, международные рейсы сейчас следуют только в турецкую Анталью (два "Боинга" Оренбургских авиалиний отправляются туда на днях - 18 и 26 мая). Самый крупный на Урале международный екатеринбургский аэропорт "Кольцово" из-за падения спроса значительно сократил количество чартерных рейсов по популярным прежде направлениям - в Хорватию, Черногорию, Италию, Грецию, Испанию… Как следствие, даже привередливые клиенты туристических компаний охотнее соглашаются на безальтернативные предложения. Те, кто год назад отдыхал в Италии, Черногории или Греции, теперь, умерив аппетиты, едут в Турцию.
Магнитогорский рынок туристических услуг развивается своеобразно. Действующие в городе компании (их насчитывается несколько десятков) работают как турагенты, то есть реализуют сформированные туроператорами туры. В Единый федеральный реестр туроператоров входит лишь одна фирма с магнитогорским адресом - "Маг-Трэвел", причем она не занимается международным туризмом, поскольку ориентирована на организацию комплексных туристических услуг на курортах Республики Башкортостан и Челябинской области. До недавнего времени числился в федеральном реестре и "Верс-Трэвел", но эта компания не предоставила сведений о финансовом обеспечении на новый срок (прежний срок финобеспечения у "Верс-Трэвела" истекает 31 мая) и решением Ростуризма, как и еще 654 фирмы из других городов, была исключена из реестра туроператоров.
Российский потребитель уже сформировал антикризисную модель спроса - потенциальные туристы предпочитают самые дешевые предложения даже на дорогих направлениях. Естественно, пользуются популярностью безвизовые страны. В Магнитогорске ситуация несколько иная. Лидер местного рынка международного туризма - московский туроператор "Пегас Туристик", уже несколько лет организующий чартеры в Египет и Турцию из Магнитогорского аэропорта, фактически диктует условия. На июнь эта компания планирует три вылета в Анталью (5, 16 и 26 июня) - это предложение и доминирует на городском рынке.
Особенность нынешнего сезона - решение о поездке клиенты принимают "на флажке", в самый последний момент. Раннее бронирование, столь актуальное год назад, теперь не в моде. Туристы настойчиво ждут выгодных "горящих" цен, очень тщательно подбирают отели, долго рассчитывают оптимальное, на их взгляд, соотношение "цена - качество". "Полностью отсутствует планирование поездок, - призналась менеджер одной из турфирм. - Все хотят непременно улететь завтра-послезавтра, причем с полной гарантией".
"Больной" вопрос - цены. Девальвация рубля, случившаяся в конце прошлого - начале нынешнего года, привела к удорожанию туров. Многие зарубежные партнеры российских туроператоров, конечно, учли этот факт и перешли к благоприятной для нас ценовой политике. Некоторые отели - например, в Турции и даже в Хорватии - вообще начали откровенно демпинговать, предлагая россиянам отдых по прошлогодним рублевым ценам. Однако "демпинг" постиг и доходы наших соотечественников. Какой уж тут визит на море, если денег на самое необходимое не хватает?! Это европейцы, по данным социологов, даже в условиях кризиса от путешествий отказываются в последнюю очередь. В России все диаметрально противоположно: туризм из расходных статей семейного бюджета безжалостно вычеркивают первым. Отдыхать хочется, но экономия сейчас выходит на первый план.
Говорят, кризис международного туризма дает шанс на развитие туризма внутреннего. Ассоциация туроператоров России, воспользовавшись моментом, направила в Ростуризм письмо с предложением о налоговом вычете за отдых в родной стране. Вычет из подоходного налога предлагают установить в размере тринадцати процентов от полной стоимости путевки. Льгота предназначена тем, кто приобретет турпакет сразу на семью. Но пока преференций нет, конкурировать внутреннему туризму с международным очень сложно.
Глядишь, скоро магнитогорцы вообще перестанут путешествовать и предпочтут туризму "отдых" на огородной грядке.