Состоялся очередной градостроительный совет при заместителе главы города по имуществу и правовым вопросам В. Измалкове.
Уже первый вопрос повестки дня, на котором рассматривались результаты конкурса по реконструкции коммутационного пункта тепловых сетей на площади имени Г. Носова, вызвал массу вопросов к авторам очередного проекта. Потому "очередного", что на предыдущем градостроительном совете, прошедшем в декабре, предложенные варианты были напрочь отклонены членами совета, и конкурс было предложено продолжить. Хотя к понятию "конкурс" можно относиться довольно скептично: в нем принял участие только Магнитогорскгражданпроект в единственном числе.
Поясню, о чем речь. Это - технологический теплофикационный узел для отбора тепловой энергии от ОАО "ММК" на нужды города, Ленинского района, без которого уже в ближайшее время могут возникнуть серьезные проблемы с отоплением и горячим водоснабжением старейшей части правобережья. Но он запроектирован в самом центре площади имени Г. Носова - альтернативы этому просто нет. Потому перед архитекторами была поставлена задача устроить это промышленное сооружение таким образом, чтобы оно органично вписалось в архитектурный ансамбль. Однако приемлемого решения нет более четырех лет, и теплофикаторы уже начинают бить тревогу. Один из "свежих" вариантов даже на неискушенный взгляд впечатления не производил - мне, например, он напомнил мавзолей. Впрочем, как оказалось, я был не одинок, участниками совещания назывались такие сравнения: "киоск", "морг", "саркофаг"… Вспомнили по случаю таких архитекторов Магнитки, как Ирина Рожкова, Вилий Богун, работы которых украсили город. А предлагаемые варианты решения - далеко не шедевры. Вот как отреагировал на ситуацию председатель МГСД Александр Морозов:
- Меня, как гражданина города, коробит, что местные "светила" зодчества уже четыре с половиной года ничего приемлемого, кроме попыток как-то отмазаться, предложить не могут. Последний вариант чем-то похож на один из многих безликих торговых центров. Нет понимания, что речь идет о центральной площади, начинающей ансамбль проспекта Металлургов, творение ленинградских архитекторов, площади, которая связывает металлургический комбинат и правобережье, через которую пролегают гостевые маршруты. Здесь нужно сооружение, украшающее эту часть города.
Все сроки принятия окончательного решения вышли, как было сказано на градостроительном совете, еще вчера. Поэтому принято компромиссное решение строить первый этап коммутационного пункта тепловых сетей, а конкурс на "камуфляж" сооружения продолжить с привлечением Союза архитекторов и питерских зодчих. Возможно, это будет не приземистое строение, а высокая стела на постаменте с орденами, которыми был награжден металлургический комбинат. Кстати, это предложение одного из моих собеседников, обеспокоенного "безликостью" этой площади и совершенно не привязанное к коммутационному пункту и градостроительному совету, сделанное еще в прошлом году.
Второй вопрос, вокруг которого разгорелась дискуссия, - внесение изменения в проект планировки центральной части города в части размещения автодороги от улицы Грязнова до улицы Октябрьской. Создание этой дороги-дублера, которая бы разгрузила три транспортные параллели, в первую очередь проспект Ленина, для города необходимо. Первый ее отрезок от Казачьей переправы вдоль храма Вознесения до крутого поворота около Дома обороны уже действует. И задумка состоит в том, чтобы ее продолжить вплоть до слияния с улицей Октябрьской. Всего полтора километра с небольшим хвостиком. Но здесь - четыре очень проблемных узла: спрямление дороги от улицы Вознесенской в соответствии с нормами дорожного строительства; пересечение с напряженной улицей Грязнова; прохождение по аллее, ведущей к монументу "Тыл-Фронту", и конечный участок дороги, отрезающий кассы Центрального стадиона, развязка с улицей Октябрьской.
Обсуждение проходило под негласным девизом "И хочется, и колется" и порой напоминало рассуждения мечтательного Ильи Обломова о строительстве моста через пруд. По первоначальному проекту дорога предусматривалась довольно скромной, шириной 18 метров, но это не соответствует требованиям к магистральным автодорогам, предусматривающим по две полосы движения в каждом направлении плюс пешеходные тротуары, на что необходима ширина вдвое большая. Второе: если делать ее пересечение с улицей Грязнова в одном уровне со светофорными объектами, это снизит пропускную способность и так страдающей хроническими "запорами" улицы Грязнова. Следовательно, необходима развязка в двух уровнях, ее строительство по путепроводам. А это "мост" длиной 320 метров с двенадцатью пролетами по 24 и 36 метров. Но большую значимость имеет давнишняя идея, пылящаяся в эскизных решениях в Магнитогорскгражданпроекте по строительству путепровода на пересечении проспекта Ленина и улицы Грязнова. Есть ли резон проектировать аналогичную развязку, когда более логичный вариант находится в статусе "журавля в небе" из-за финансовой недосягаемости даже в рамках разгорающейся "дорожной революции", в ходе которой пока даже не предусматривается сооружение подземных пешеходных переходов? Далее. Дорога упирается в комплекс сооружений Центральной городской ярмарки. А это - дополнительные и немалые затраты на урегулирование финансовых интересов с ЦГЯ. Узкое место первоначального проекта - прокладка дороги в районе монумента "Тыл-Фронту", в котором предусматривается, что автодорога будет "работать" только по будням, а в выходные и праздники здесь будет исключительно пешеходная зона. Этот вариант был подвержен резкой критике, предложено автодорогу спрятать в тоннеле, причем, было сказано, обойдется он относительно недорого, так как тоннель можно построить из простых конструкций, рассчитанных только на пешеходов и снеговую нагрузку. Что очень сомнительно. Наконец, развязка с улицей Октябрьской. Здесь неминуемо нарушается целостность сквера между театром Пушкина и Центральным стадионом. Из зала звучит не без ехидства реплика: "Опять "дешевый" тоннель с вливанием на узкую улицу Октябрьскую, которая не рассчитана на большое движение? Хорошо, как говорится, за ваши деньги - любой каприз".
Рассматриваемый вопрос как бы повис в воздухе: дорога должна быть. Но необходимо обязательно провести публичные слушания, в первую очередь относительно ее расположения в районе монумента "Тыл-Фронту", а это означает, что окончательное решение вопроса изменения проекта планировки отодвинется на восемь-десять месяцев, то есть уйдет в 2012 год. Необходимо определиться с количеством полос движения этой дороги, с уровнями развязок, более детально проработать проблемные моменты на совещаниях со специалистами. Впрочем, есть предложение опытнейшего организатора строительного производства Вячеслава Анисимова, чьи идеи, к сожалению, не дошли до наших архитекторов: провести дублирующую дорогу без тоннелей и вторжения в одно из святых для магнитогорцев мест - район монумента "Тыл-Фронту" - по кромке заводского пруда, при необходимости - на свайных опорах с выходом к Северному переходу.
На фоне баталий по первым двум вопросам значительно спокойнее прошло обсуждение проекта планировки западной и юго-западной частей города - поселков Западный-1, 2, 3 и южной части Магнитогорска. Сомнения здесь вызвала разве ориентировка авторов проекта планировки на то, что первые три поселка малоэтажной застройки со временем будут заселены 65 тысячами жителей, соответственно, в проекте излишне мощно, по мнению некоторых участников совета, представлена инженерная и транспортная инфраструктура вплоть до строительства в поселках сквозной трамвайной линии и хозфекального коллектора громаднейшей пропускной способности.
В заключение градостроительного совета ожидалось информационное сообщение о ходе проведения городского конкурса на лучшие идеи художественного оформления фасадов жилых домов, порученного провести пресс-службе мэрии под эгидой старшего советника главы города Кирилла Маркевича. Но, к всеобщему облегчению подуставших участников совещания, под повесткой дня подвели черту: конкурс движется вяло и его решено продлить до 31 мая.