Итоги конкурсов профессионального мастерства были объявлены на торжественной церемонии во Дворце творчества детей и молодёжи. Дипломы победителям и призёрам вручил глава города Сергей Бердников.
В сезоне 2024/2025 на участие в конкурсах «Педагог года» и «Воспитатель года» была подана 51 одна заявка. Традиционно специалисты сферы образования соревнуются в пяти номинациях. Две из них постоянные – «Учитель школы» и «Педагог дошкольного образования». Три проводят раз в два года: в 2025 году лучших определяли в номинациях «Педагог дополнительного образования», «Педагог-психолог» и «Воспитать человека» – разноплановая категория, участие в которой могут принимать и классные руководители, и педагоги-организаторы, и завучи по воспитательной работе.
Отборочный этап конкурса стартовал в октябре. Педагогам предстояло провести открытые уроки и беседы с детьми, представить экспертам свои методические наработки. Пять финалистов в каждой номинации приняли участие в заключительных испытаниях, проходивших в январе на базе многопрофильного лицея № 1. Учителя выступили с презентациями и приняли участие в круглых столах и дискуссиях. Тогда же и были определены победители, но результаты традиционно не разглашали до церемонии награждения.
Куратором конкурса выступает центр повышения квалификации и информационно-методической работы.
– В этом году 33 конкурсанта было в «Педагоге года» и 18 – в «Воспитателе года», – рассказала директор центра Светлана Багаутдинова. – Чествуем всех, ведь участие в конкурсе профессионального мастерства – это большая ответственность и серьёзное решение. Поддержку в организации и проведении традиционно оказывают ПАО «ММК», профсоюз работников образования и городское Собрание депутатов.
Перед подведением итогов со сцены были объявлены имена всех педагогов-конкурсантов, каждому вручили цветы и подарки от имени главы города. После чего градоначальник поднялся на сцену, чтобы поприветствовать гостей и участников торжества. Он поздравил собравшихся с Международным женским днём и подчеркнул, что учитель наряду с врачом – это две основополагающие профессии общества и сложно оценить огромный вклад, который вносят педагоги в развитие города, области и страны.
По итогам конкурса в номинации «Педагог дошкольного образования» лучшей стала Анна Кушнир, воспитатель детского сада № 60. В номинации «Учитель школы» первое место заняла Наталья Вандюк, учитель начальных классов гимназии № 18. В номинации «Педагог дополнительного образования» победу одержала Лилия Гах, представляющая Правобережный центр дополнительного образования. Она является преподавателем студии танца «Театро» – образцового детского коллектива Челябинской области. В номинации «Воспитать человека» первое место заняла Нина Каткова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 61. Лучшим педагогом-психологом конкурса была объявлена Александра Тельминова, психолог коррекционной школы-интерната № 4.
Сергей Бердников пожелал пятёрке победителей дальнейших достижений, подчеркнув, что впереди их ждёт «тяжёлая работа – региональный и федеральный этапы конкурса»:
– Хочется увидеть наших представителей на московском пьедестале, – уточнил градоначальник.
С подарками и поздравлениями на сцену также поднялся начальник управления делами и социальным развитием ПАО «ММК» Алексей Коваленко:
– Рад присутствовать на церемонии и поздравлять лучших из лучших учителей нашего города. Считаю, что воспитатель, учитель, педагог – это не просто профессия, это миссия, образ жизни, состояние души. Невозможно быть учителем или воспитателем с 8.00 до 17.00. Именно поэтому многие выбирают эту профессию, но не все остаются. В эту профессию идут люди с большим сердцем. Благодаря вам каждый день мир становится чище, добрее, гуманнее, образованнее. Я бы хотел сказать слова благодарности всем учителям, педагогам, воспитателям, которые сегодня находятся на рабочем месте. Спасибо огромное за ваш труд!
Кульминацией торжественной церемонии награждения победителей стало вручение переходящих кубков.
Статуэтки «Крыло пеликана» победителям текущего года вручали победители городских профессиональных конкурсов прошлых лет.
– Во время отборочных этапов нужно было продемонстрировать содержание уроков, благодаря которому дети показывают высокие результаты, – рассказала победитель номинации «Учитель школы» Наталья Вандюк. – Когда на уроке предлагаешь детям какую-то задачу, ребята предлагают свои варианты решений, выдвигают гипотезы. Каждая гипотеза проверяется, в результате остаётся одна верная, которая и приводит к решению данной задачи. Таким образом, все знания, которые дети получают на уроке, становятся их знаниями. Не просто пришёл учитель и сказал: «Здравствуйте, ребята, вот правило». Они эти знания приобрели самостоятельно. И в следующий раз, когда столкнутся с подобной проблемной ситуацией, этот путь пройдут сами.
Благодаря использованию такой методики дети не только привыкают к самостоятельному осмыслению информации и выбору оптимальных путей решения задач, но, что очень важно, – они перестают бояться совершать ошибки. Это полезно не только с точки зрения усвоения знаний, такой подход помогает в жизни. Не удивительно, что выпускники Натальи Вандюк показывают в среднем и старшем звене хорошую подготовку. В гимназии № 18 лучший учитель 2025 года работает уже 18 лет, была тьютором и воспитателем и семь лет трудится учителем начальных классов. Мотивировали её к этому собственные дети-первоклашки.
Нина Каткова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 61, пришла в школу по велению души. Хотя учителем становиться не планировала. В её образовательном багаже два высших образования – лингвист-переводчик и юрист, она окончила юридическую академию в Екатеринбурге.
– Начинала с работы в суде, проходила практику в Следственном комитете, но всё-таки поняла, что работа с детьми моё призвание и смысл жизни, – рассказала победительница.
Нина Каткова работает педагогом с 2019 года. Сейчас она совмещает должность завуча по воспитательной работе с преподаванием английского языка, а также классным руководством. В конкурсе участвовала впервые, и сразу – первое место.
– Приятно, что опыт моей работы оценён, – отметила Нина Алексеевна. – Следую принципам гуманной педагогики, в которой главными инструментами педагогического воздействия являются поддержка, уважение, доверие. Юридическое образование помогает – проводим с детьми беседы на тему профилактики правонарушений. На мастер-классе представляла портрет гуманного педагога и в Челябинске на областном этапе буду продвигать гуманную педагогику. Когда ты становишься для детей другом, есть большой риск, что они перестанут признавать твой авторитет. Но дети говорят: мы боимся вас подвести и разочаровать. Когда ребёнок видит, что он для тебя действительно важен, то отвечает взаимностью.