"Уважаемая редакция, помогите разобраться с льготами на оплату жилья и услуг ЖКХ. С апреля мы, инвалиды и ветераны труда, должны получать денежную компенсацию и сами оплачивать услуги ЖКХ в полном объеме. Чиновники сделали так, как им удобно, а по сути залезли в карман льготникам. Например, льготу по отоплению разделили на 12 месяцев, без учета отопительного сезона. И получается, когда отопление включают, оплата увеличивается, а заплаченные нами деньги будут возвращаться летом. Выходит, семь месяцев в году наши деньги где-то "прокручиваются". Непонятно и по другим платежам, откуда берется начисляемая сумма компенсации. Прежде все было ясно из платежек, а сейчас - темный лес. Впечатление такое, что чиновники сколько захотят, столько и начислят компенсации за услуги ЖКХ.
А. Иванов, инвалид 2-й группы; А. Иванова, ветеран труда Челябинской области".
Мы попросили прокомментировать это письмо заместителя начальника управления социальной защиты населения администрации города Николая Ракитина.
- Типичное письмо, типичная жалоба. Но по каждому конкретному случаю, в том числе и за разъяснениями по этому вопросу, Ивановым в обычном порядке необходимо обратиться в управление социальной защиты населения. Несомненно, любая эпоха перемен, новых веяний очень трудно приживается. Период адаптации сопровождается несколькими витками развития, поисками "золотой середины". С 1 апреля текущего года город перешел на новую схему предоставления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг: вместо привычного уменьшения стоимости в квитанциях льготники получают денежную компенсацию. Челябинская область пошла по пути стандартизации жилищно-коммунальных услуг, при этом принятые стандарты для расчета льгот по оплате жилья и коммунальных услуг оказались завышенным. В результате чего сумма ежемесячной денежной выплаты у большей части льготников значительно покрывала расходы многих граждан, порой превышая даже плату за квартиру. При сравнении суммы выплаты за апрель и суммы натуральной льготы за март это четко прослеживается.
Размер ежемесячных денежных выплат исчисляется в процентном отношении от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Размер регионального стандарта стоимости ЖКУ устанавливается правительством Челябинской области исходя из прогнозируемых цен, тарифов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и прогнозируемых средневзвешенных цен, тарифов и нормативов на коммунальные услуги.
Размер регионального стандарта стоимости ЖКУ устанавливается в рублях, приходящихся на одиноко проживающего гражданина или на одного члена семьи для семей различной численности с учетом нормативной площади.
С 1 октября, с учетом принятых изменений в законодательстве, применяются стандарты, рассчитанные на круглый год, то есть ежемесячная денежная выплата будет выплачиваться равномерно.
С 1 ноября были внесены изменения в действующее областное законодательство, касающиеся той части расчета выплаты, которая непосредственно затрагивает членов семьи федеральных льготников. При этом необходимо заметить, что расчет непосредственно на самого льготника остался без изменений.
Многие граждане сетуют на то, что с октября повысились тарифы на отопление, а стандарты уменьшились. Комментируя данную ситуацию, заметим, что повышение тарифов по ЖКУ произошло 1 мая. Именно тогда повысились тарифы по воде и отоплению, но так как летом данная услуга отсутствует в квитанциях, то и само повышение стало заметно только с появлением отопления.
И когда люди приходят к нам с жалобами на то, что они не получают положенной 50-процентной компенсации, мы говорим о возможности перерасчета. При условии несоответствия ежемесячной денежной выплаты за период с апреля по декабрь, рассчитанной по стандартам, натуральной льготе, которая была бы положена гражданину до перехода к денежным выплатам за этот же период, перерасчет возможен в конце года на основании всех квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг.
Хотя стоит предупредить, что при детальном рассмотрении расчетов ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, как показывает практика, выплаты зачастую превышают льготу, которую предоставили бы в натуральном виде. Уважаемые льготники порой не учитывают те суммы, которые они уже получили. При перерасчете мы их будем учитывать, поэтому сумма может меняться как в большую, так и в меньшую сторону.
Бывают курьезные случаи. Приходит с жалобой инвалид, ругается страшно: в октябре по новым стандартам ему снизили сумму компенсации рублей на 400. Стали разбираться. В квартире двое инвалидов, получали суммарно 3400 рублей компенсации при начислении платы за квартиру в размере 4500 рублей. Выходит, компенсация составляла более 75 процентов. Объясняем - не понимает, но почему все же понизили? Процесс поиска "золотой середины" будет совершенствоваться. Впрочем, возможны варианты, это зависит от решения руководства области.
Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, теперь регионы вправе самостоятельно принимать решения по данному вопросу. В разных регионах своя специфика предоставления мер социальной поддержки: некоторые установили фиксированные денежные суммы для разных категорий граждан, многие предпочли стандартизированный подход. В некоторых регионах монетизацию провели таким образом, что сохранили указание расчета величины натуральных льгот в квитанциях и дополнительно размещают выплаты, рассчитанные по стандартам, чтобы люди могли сравнивать получаемую компенсацию с начисленными льготами. Для этого были созданы специальные департаменты и службы, поскольку объем работ вырос неимоверно.
Николай Петрович прокомментировал и другие ситуации, с которыми столкнулись наши читатели из-за затянувшейся "игры в угадайку", начавшейся в апреле монетизации льгот по жилищно-коммунальным услугам. В частности, 90-летний инвалид войны Борис Владимиров месяц назад получил открытку с "радостным" сообщением. Дескать, в летний период вы получали льготные деньги за отопление, на которые не вправе были рассчитывать. А теперь будьте любезны подтянуть поясок и по февраль включительно за горячие батареи платить сполна. Это - в переводе с бюрократического языка на общедоступный. Действительно, неполагавшаяся компенсация каким-то образом должна быть возвращена. Как и в ситуациях с переплатами из-за ошибок чиновников, сбоев вычислительной техники, несовершенства расчетов "стандартных услуг". Но поймут ли эти аргументы люди, испытывающие нервотрепку из-за чехарды с пресловутой монетизацией? Тем более что в первоначальном варианте соответствующего закона была сделана однозначная оговорка, что услуги ЖКХ монетизации не подлежат.