Есть предновогоднее поверье о необходимости завершать хотя бы неотложные дела до боя курантов. Не успеешь - это промедление будет аукаться весь следующий год.
Повестка последнего в уходящем году заседания городского Собрания как раз состояла из вопросов, без решений по которым нельзя обойтись. Нет ничего хорошего во встрече праздника без основного финансового документа, вот почему к принятию бюджета-2011 депутаты приступили в первую очередь. Ранее принятый в первом чтении он без сучка без задоринки прошел и второе, причем отличия между обоими вариантами минимальны.
- Все необходимые расходы в этой версии бюджета заложены, и до марта, думаю, к нему не придется возвращаться, - дал экспертную оценку председатель бюджетной комиссии Игорь Виер.
Немного позже, когда сойдут снега, придет черед снова вспомнить о дорожной революции, которая ждет продолжения. Слишком большой сделан задел, чтобы остановиться на полпути. Доклад об этом начальника управления капитального строительства и благоустройства Юрия Анциферова едва уложился в десять минут. Столько времени понадобилось всего лишь для перечисления адресов, где шли работы.
- Действовали ради увеличения пропускной способности дорог и безопасности движения, - декларировал докладчик.
На все про все потрачено 669 миллионов рублей. Отчет по расходованию денег сопровождали фотографии преобразившихся мест. И не скоро еще репортеры-документалисты зачехлят объективы: планов на будущий год - снова громадье, и затраты должны потянуть миллионов на восемьсот.
Начальник городской Госавтоинспекции Андрей Мелехин значился в содокладчиках, потому что логично было узнать, а так ли безопасны послереволюционные дороги? Все знающая статистика свидетельствует о ежегодном увеличении на три-четыре тысячи единиц автотранспорта, но в то же время - о меньшем количестве аварий, жертв и пострадавших. Однако это - еще не повод для самоуспокоенности.
- Лучше или хуже стало на дорогах? - напрямую спросил руководителя в погонах председатель городского Собрания Александр Морозов.
- Да, - подтвердил Андрей Мелехин, - но за год ситуацию не исправить, поэтому работы необходимо продолжать. Городу нужны двухуровневые развязки, подземные пешеходные переходы, единая автоматизированная система управления дорожным движением.
В разделении транспортных и пешеходных потоков ГИБДД видит резерв для снижения аварийности. Отличительная черта Магнитогорска, и довольно печальная, в том, что каждое второе ДТП - наезд на людей. В среднем пешеходы в городе оказываются под колесами намного чаще, чем по области и по стране.
- Каждый день замечаю, как на остановках в один ряд стоят такси, а в другой - маршрутки, и пассажиры, садясь в транспорт, сильно рискуют, - указал на еще одну причину трагических случаев депутат Владимир Терентьев. - А ведь в этом месте никто и близко не должен стоять.
Запруженность обочин вывела на популярный сейчас разговор об эвакуаторах. По мнению главы города Евгения Тефтелева, в Магнитке миндальничают с нарушителями правил парковки: у нас принудительно увозят по восемь машин в неделю, а в областном центре - по полторы сотни.
- Хочется все же, чтобы владельцы транспорта сами его убирали, - заметил градоначальник, - но в самых узких местах нужны жесткие меры.
- Увеличьте эвакуацию "крутых" машин, а мы вас поддержим, - вызвал оживление в зале своей инициативой Александр Морозов, и Андрей Мелехин заверил, что приложит усилия в этом направлении.
Не меньше их потребуется и при наведении порядка с пассажирскими перевозками. Если изменения произойдут, то тоже станут революционными - не иначе, а правила оказания транспортных услуг - четкими и прозрачными. Маршруты выставят на торги, на каждом из них останется по одному перевозчику, с которым заключат договор на пять лет. Столь длительный срок позволит частникам строить далеко идущие бизнес-планы и заменять, например, некомфортабельные и небезопасные "газели" на более удобные и вместительные автобусы.
Главный же удар нововведения должны нанести по теневому криминализованному рынку. Две трети маршруток разъезжают по улицам без разрешений, а водители не проходят элементарного предрейсового осмотра. Принятые недавно изменения в областной закон об административных правонарушениях дают возможность беспощадно штрафовать нелегалов: водителей - на пятьдесят тысяч рублей хоть через каждые сто метров, юридических лиц - в десятки раз больше.
В утвержденной депутатами новой сети маршрутов оговорено их количество - сорок три вместо пятидесяти двух, класс и вместимость работающих на линии автобусов, интервал движения. Маршруты-дублеры решено исключить из перечня, который будет опубликован в печати. Подпольные перевозчики, надо полагать, не смирятся с утратой легкого дохода, и вопрос Александра Морозова начальнику УВД Александру Осипову выглядел резонно:
- Вы с нами, Александр Иванович?
- Дорогу осилит идущий, - лаконично ответил за всю милицию ее руководитель.
Еще одним предновогодним долгом перед горожанами, который исполнили депутаты, стало принятие инвестиционной программы треста "Водоканал". Расписанная по пунктам, срокам и источникам финансирования она призвана решить застарелую водную проблему. Без малого 800 миллионов рублей, потраченных за три года, не дадут городу "засохнуть".
- Рассчитываем, что запланированные мероприятия позволят обеспечить всех водой надлежащего качества, - обрисовал перспективу заместитель главы города Олег Грищенко, против которой нечего было возразить.
По истечении трех с половиной часов состоялось решение по последнему из двадцати девяти вопросов, и пришло время реверансов. Александр Морозов, поздравляя коллег, поблагодарил их за выдержку и плодотворную работу. А Евгений Тефтелев, присоединяясь к сказанному, напомнил, что разговор об итогах и перспективах еще впереди. По Уставу глава города ежегодно отчитывается перед депутатами. Упоминанием об этом он дал понять, что помнит о своей обязанности даже накануне праздника.