Минувший 2010 год, будем надеяться, стал переломным для банковской системы страны. Кредитные организации, "стряхнув" оковы кризиса, вновь заработали весьма продуктивно.
Не стал исключением и магнитогорский Кредит Урал Банк.
Об итогах прошлого года и перспективах банка на 2011 год рассказывает председатель правления "КУБ" ОАО Вячеслав Викторович Бердников.
- Вячеслав Викторович, прежде всего, разрешите вас поздравить с назначением председателем правления Кредит Урал Банка и узнать, каким для вашего банка стал 2010-й - первый, скажем так, посткризисный год?
- Большое спасибо. В свою очередь, также хотел бы поздравить всех горожан с наступлением Нового года, пожелать всего наилучшего, исполнения всех желаний!
Отвечая на ваш вопрос, отмечу, что 2010 год для нас стал вполне успешным. Мы усилили свои позиции в городе, получили, наверное, самую большую прибыль среди кредитных организаций Челябинской области. У нас увеличилось число клиентов - как физических, так и юридических лиц - и возросли объемы операций. Это свидетельствует о том, что банку доверяют, причем доверяют даже в большей степени, чем до кризиса, что является большим положительным фактором. Одним словом, КУБ показал свою устойчивость и надежность, что мы связываем и с нашей работой, и с принадлежностью Кредит Урал Банка к Группе Газпромбанка.
- В прошлом году заметно оживился рынок кредитования. Насколько увеличил объемы кредитования ваш банк?
- Банк показал очень неплохие темпы прироста кредитного портфеля, которые по целому ряду направлений были выше, чем в среднем по банковскому сектору России. Хотя надо учесть, что КУБ, являясь дочерней структурой одного из крупнейших федеральных банков, масштабно работает практически в пределах нашего города. Следовательно, мы предлагаем клиентам банковские услуги по конкурентным условиям, даже по сравнению с ведущими банками страны.
Если говорить о корпоративном и розничном кредитовании, то по всем направлениям наблюдается увеличение объемов как по числу клиентов, так и общему размеру кредитов - благодаря тому, что мы адекватно оцениваем рыночную обстановку в городе и стараемся максимально быстро реагировать на рыночные изменения условий кредитования у банков-конкурентов.
- А изменилась ли кредитная политика банка?
- Кредитная политика в Кредит Урал Банке значительно смягчилась по сравнению с кризисными и даже с докризисными годами. Это видно и по набору документов, которые мы теперь предлагаем оформить заемщикам, и по новым видам кредитов, что в кризисное время было просто невозможно.
- То есть, кредит стало легче получить, в том числе и физическим лицам?
- Надеюсь, что это так! Тем не менее, мы не склонны самоуспокаиваться и намерены совершенствовать свою работу в этом направлении, руководствуясь принципом удовлетворения потребностей наших клиентов.
- О своем интересе к розничному потребительскому кредитованию заявили все банки, даже самые крупные, прежде не питавшие слабости к этому сегменту. А КУБ расширяет объемы потребительского кредитования?
- Потребительское кредитование в КУБе является приоритетным направлением. За прошлый год мы предложили большое число новых кредитных продуктов, которые либо никогда прежде не предлагались, в том числе никакими другими банками, либо были известны до кризиса, но в кризис были заморожены. Это сделано с одной целью - облегчить доступ населения к кредитованию. Люди получили возможность брать потребительские кредиты в соответствии со своими доходами. За истекший год, считаю, мы серьезно продвинулись в направлении улучшения условий кредитования. В течение года пересматривались и снижались размеры процентных ставок семь раз. Была введена программа "Лояльность", в соответствии с которой у добросовестных заемщиков/поручителей в нашем банке процентная ставка по новым кредитам значительно снижается; изменен подход к определению платежеспособности заемщиков и поручителей, также появилась возможность учитывать семейный доход по кредитам; расширен перечень клиентов, которым могут быть предоставлены кредиты без обеспечения, появились новые программы по ипотеке, автокредитованию, кредитным картам. Это сделано с одной целью - облегчить доступ населения к кредитованию. Люди получили возможность оформлять потребительские кредиты в соответствии со своими доходами. В новом году мы также будем продолжать пересматривать и улучшать условия кредитования на основании запросов и возможностей наших клиентов.
- Сейчас очень часто, начиная с правительств федерального и местного уровней и заканчивая банками, говорится о поддержке малого предпринимательства. Как ваш банк относится к данному сектору экономики?
- Кредит Урал Банк никогда не стоял в стороне от среднего и малого бизнеса, осуществляя кредитование данного сектора экономики с момента образования банка. В прошедшем году "КУБ" ОАО расширил линейку своих кредитных продуктов и теперь, наряду с традиционными кредитами на пополнение оборотных средств или на приобретение основных средств, можно оформить беззалоговый кредит, а также кредит на приобретение транспортных средств и коммерческой недвижимости. Самое главное - значительно снижены процентные ставки по кредитам, и, думаю, данная тенденция сохранится и в наступившем 2011 году. Также банком будет продолжено сотрудничество с Фондом содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области, что позволяет малому бизнесу, предпринимателям при недостатке собственного залога воспользоваться поручительством данного фонда и получить кредит в банке.
- В деятельности Кредит Урал Банка всегда прослеживается стремление к внедрению наиболее перспективных технологий, способных облегчить процедуру обслуживания клиентов. Как мы помним, именно Кредит Урал Банк стал одним из первых банков города, реализовавшим в своих отделениях систему электронной очереди. А что было сделано банком в 2010 году и каковы ваши планы на будущее?
- Вы совершенно правы, банк всегда уделяет этому большое внимание и учитывает желания людей при постоянно растущем жизненном темпе получать банковские услуги быстро, в любое время и в любом месте. На протяжении всего года, а также в будущем банк будет продолжать реализовывать концепцию современного дистанционного обслуживания физических лиц, позволяющую осуществлять банковские операции, уже не посещая отделение банка. На текущий момент наши клиенты могут осуществить все необходимые платежи через банкоматы, платежные терминалы и интернет-банк, и количество таких людей с каждым месяцем становится все больше. За 2010 год, например, благодаря внедрению банком возможности стать пользователем системы КУБ-Директ с помощью банкомата, число пользователей увеличилось на 70%, а число платежей, совершенных через банкоматы, платежные терминалы КУБ-Терминал и КУБ-Директ, возросли до 68%. Люди все больше стали ценить свое время и деньги, и, благодаря высокой технологической оснащенности банка, им это удается. Кроме того, мы постоянно расширяем перечень контрагентов, в 2010 году, например, внедрены системы, помогающие горожанам быстро и легко оплачивать коммунальные услуги. В частности, в декабре подписан соответствующий договор с ООО "Челябинскрегионгаз", и теперь наши клиенты смогут в безакцептном порядке оплачивать услуги по получению газа, а в ближайшей перспективе мы планируем реализовать сотрудничество с различными государственными и муниципальными органами власти, с которыми взаимодействуют наши клиенты, для осуществления платежей.
- А есть ли у КУБа такие банковские продукты, которые можно назвать ноу-хау вашей кредитной организации?
- Конечно. В прошлом году мы внедрили услугу, с помощью которой наши клиенты могут подать заявку на получение кредита через банкомат. Это абсолютное ноу-хау банка. Насколько нам известно, никакой другой банк, по крайней мере, в нашем регионе такой услуги не предоставляет - прецедентов нет.
- Какие новинки КУБ намерен предложить своим клиентам в новом году?
- В текущем году банк собирается внедрить услугу "Мобильный банк", которая, безусловно, будет интересна нашим клиентам удобством совершения банковских операций со своего мобильного телефона.
Также начала функционировать новая версия нашего интернет-банка "КУБ-Директ", более удобная для ее использования, с расширенными функциями, позволяющими осуществлять клиентам безналичные платежи любым получателям.
Будем мы совершенствовать и кредитные продукты. В крупнейших торговых центрах города уже открыты пункты продаж, где реализуются кредитные карты нашего банка в рамках акции "Кредиты за 15 минут".
В рамках повышения доступности оформления кредитов планируется внедрить оформление заявок на кредит через сеть "Интернет" и по телефону. Для улучшения качества обслуживания клиентов, уже оформивших кредит, в 2011 году, мы рассчитываем, что станет возможным осуществление досрочного погашения кредитов через платежные терминалы. Кстати, банком уже закуплены и готовятся к эксплуатации терминалы нового поколения, имеющие функцию совершения операций и с помощью банковской карты. Также мы намерены развивать и другие виды услуг.
- Теперь - о вкладах. Сейчас, на мой взгляд, сложилась парадоксальная ситуация. Банки рекордно низкими ставками по вкладам, по сути, демонстрируют тот факт, что им не нужны деньги вкладчиков. С чем связана эта тенденция? Дело ведь наверняка не только в рекордно низкой ставке рефинансирования…
- В ушедшем году сберегательная активность наших граждан превысила все прогнозы. Хотелось бы предостеречь от одностороннего мнения в отношении банковских вкладов как средства обогащения. Они, скорее, служат инструментом сбережения, позволяющим сохранить деньги в какой-то степени от инфляции, поскольку другой альтернативы, сравнимой по надежности, на нашем рынке нет. Наиболее важные критерии для вкладчика - надежность и доходность вложений. Причем, надежность я бы поставил на первое место. Что касается доходности, то следует понимать специфику работы банка: привлекая вклады с одной стороны по более низким ставкам, чем хотелось бы клиентам, банки с другой - получают возможность предоставлять тем же самым клиентам кредиты по более низким ставкам. Например, банки, работающие в сегменте потребительского кредитования, размещают средства в кредиты с доходностью выше 25% годовых, поэтому для них вклады под 12% годовых могут быть по силам. Наши ставки по кредитам на сегодняшний день составляют 12-13%, поэтому привлекать средства граждан под 12% мы не будем, понимая, что это - абсурдная стратегия. Как показывает практика, часто банк устанавливает высокие ставки как раз накануне дефолта, например, для того, чтобы получить средства для расчетов с клиентами - юридическими лицами.
Основная цель вкладов - это все-таки сохранность денежных средств. В этом направлении КУБ за истекший год также добился колоссальных успехов. У нас резко выросла депозитная база и увеличилось количество вкладчиков. Так, в 2010 году стипендии через наш банк стали получать студенты Магнитогорского государственного университета. Стоит упомянуть, что абсолютное большинство муниципальных, образовательных, медицинских учреждений города, как и промышленных предприятий, сотрудничают с нами по зарплатным проектам.
- А срочные депозиты пользуются популярностью у ваших клиентов?
- Да, пользуются. Во-первых, потому, что там более высокие процентные ставки. А во-вторых, в условиях нынешней неопределенности, когда ставка рефинансирования Банка России постоянно снижается, срочные вклады позволяют зафиксировать ставку, допустим, на целый год, что для клиентов очень выгодно.
- Центробанк в прошлом году резко ужесточил требования к кредитным организациям. Как следствие, ряд банков лишился лицензии, в том числе челябинский "Монетный дом", работавший и в нашем городе. Как в этой ситуации чувствует себя КУБ?
- Мы себя чувствуем абсолютно уверенно, поскольку, как уже говорилось, принадлежим Группе Газпромбанка - одной из крупнейших банковских групп страны. Уверенность придают также наша структура баланса, наша работа, наше отношение к клиентам.
В наступившем году мы постараемся предложить нашим клиентам еще более привлекательные и благоприятные условия для совершения банковских операций, а также по-прежнему будем плотно сотрудничать как с градообразующим предприятием - Магнитогорским металлургическим комбинатом, так и с администрацией Магнитогорска. В общем, мы делаем все, чтобы оправдать репутацию городского банка с мощной федеральной поддержкой.
- Позиционируя себя как городской банк, что вы подразумеваете под этим?
- КУБ является городским банком в лучшем понимании этого определения и не только потому, что юридически зарегистрирован в городе и платит налоги в местный бюджет. Мы отдаем себе отчет в том, что живем и работаем для города и его жителей, и для нас "социальная ответственность бизнеса" не пустой звук. Конечно, мы не "банк, работающий в подъезде", и стараемся в своей общественно-благотворительной деятельности следовать яркому примеру ОАО "ММК". В ушедшем году мы расширили направления социальной помощи и, помимо традиционного многолетнего сотрудничества с благотворительным фондом "Металлург", Челябинским областным отделением Российского детского фонда, нашими партнерами стали театр имени А. С. Пушкина, спортивный клуб "Олимп", а также детские образовательные учреждения, ветеранские организации, больницы города. В наступившем году мы также намерены продолжить эту деятельность, поддержав ряд социально значимых проектов в городе и области.
- Спасибо.